Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Стилизация (фр. stylisation) - сознательное подражание творческой манеры конкретного писателя, внешних формальных признаков его стиля, определенного фольклорного или литературного жанра, стиля или направления. Так, стихотворение "Думы мои" Ю.Федьковича - явное подражание одноименного произведения Т.шевченко, "Ночь на Ивана Купала в с. Харьковцы" А.Тесленка - "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Н.гоголя, "Красная калина, чего в лугу гнешься" Франко - народной песни и т.п. Вкрапления чужеродных стилевых свойств в авторский текст происходит через преодоление внутрішньотекстової оппозиции ("чужой голос" - "авторский голос"), создавая своеобразное "двухголосие" с преимуществом того Или иного противоположного компонента. С способна охватывать все языковые уровни - лексические, грамматические, синтаксические, семантические и т.д. Скажем, фонетическая С. заключается в звуконаслідуванні определенной звуковой системы ("А там деревья люли / и все так кукушки / Ку / ку!" - П. Тычина) или фонетических особенностей чужого языка и в искусственном творении по фонетическому принципу новых слов (и. Котляревский в "Энеиде": "Енеус", "Турнус", "поховаре" и др.). Довольно распространенная библейская и евангелийная С. (лексика, фразеология, синтаксис и т.д.): "Подражание Ієзекіїлю. Глава 19", "Осии. Глава XIV" Т.шевченко, "псалмы" Лины Костенко и др. Разновидностью С. считается литературная подделка, или пастіш (итал. pastissio - паштет), - такими, в частности, трактуются некоторые летописи XVII-XVIII вв. Однако их не следует путать с аутентичными произведениями. Интересной отношении С. древнеукраинской книжного языка эпохи барокко является "Элегия Грабуздовська - на умолчаніє мелниці фамилної" н. зерова:

На реке Чумгачку, без службы дворянин,

Бездійствуя, стоишь, отечественний мельница [...].

Довольно часто С. употребляется в прозаических и драматических произведениях, приобретая черты "прототипного " стиля", хорошо известного в украинской литературе со времен "Наталки Полтавки" и. Котляревского (речь возного Тетерваковского). Потеря чувства эстетической меры при С приводит иногда к нарушению внутри-текстовой оппозиции, к нивелированию "авторского голоса", предопределяя эпигонство, которым, в частности в XIX в., оказалась "котляревщина", вскоре - пошевченківська версифікація, в 60-е XX в. - стихийное подражания творческой манеры в. Симоненко и и. Драча. С. - своеобразный индикатор живучести ранее сформированных стилей, способна подтвердить их актуальность в современных литературных условий или возразить в форме высмеивания (пародия).