Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Светлана Лахвич

Реферат по общему языкознанию "Системность в языке (история вопроса)"


План

Вступление

1. Системность в языке за И.А. Бодуэном де Куртенэ

2. Системность в языке за Фердинандом де Соссюром

3. А.А. Потебня о системности в языке

Выводы

Библиография

Вступление

Система - это определенная упорядоченность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое.

По своему составу системы бывают однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные). Язык в целом - это неоднородная система: в ней сочетаются взаимосвязанные элементы различного характера, которые образуют подсистемы, находящиеся в различных иерархических отношениях (например, слова как части речи входят одновременно и в лексическую, и грамматическую системы).

По количеству элементов системы бывают закрытые (с точно определенным количеством элементов) и открытые (с произвольным количеством элементов). Язык в целом - открытая система: она позволяет как извлекать из своего состава отдельные элементы, так и включать новые (например, наличие архаизмов и неологизмов, появление и исчезновение некоторых грамматических значений и т.п.). Однако отдельные ее подсистемы скорее закрыты, чем открыты (например, в русском языке три лица глагола, семь падежей, шесть гласных фонем и т.п.).

Относительно упорядоченности, то речь, будучи в целом строго системной, допускает использование также несистемных элементов (исключения). Степень упорядоченности языка тем больше, чем дольше она развивается, поскольку в процессе ее функционирования человеческая память устраняет из нее все, что не соответствует системе, нарушает ее. Украинский язык принадлежит к высоко упорядоченных: в ней если и случаются исключения, то они касаются преимущественно заимствованной лексики.

Язык составляют три основные компоненты: фонетика (звуковой состав), лексика (совокупность слов) и грамматика (набор правил и средств для их реализации). Каждый из этих компонентов выполняет свою специфическую роль.

Названы основные функционально-структурные компоненты языка имеют собственную, определенным образом организованную систему средств, необходимых для выполнения языке своих функций.


1. Системность в языке за И.А. Бодуэном де Куртенэ

Бодуэн де Куртенэ понимает язык как систему. Язык, считал он, это такая совокупность, части которой связаны между собой отношениями значения и формы. Каждое языковое явление можно исчерпывающе описать лишь при условии учета его системных связей. Так, в частности, «физиологически тождественные звуки разных языков имеют разное значение, согласно всей звуковой системой, в связи с отношениями к другим звукам». В языковой системе он выделяет три подсистемы: фонетическую, морфологическую и синтаксическую. В отличие от Ф. де Соссюра, который значительно позже пришел к мысли о системности языка и видел эту системность только в синхронии, Бодуэн де Куртенэ считал, что системность характерна и для динамического аспекта языка, а потому и требовал учитывать системный характер и в диахроническом анализе.

Понятие системности языка в Бодуэна де Куртенэ тесно связано с понятием языка как системы знаков, то есть совокупности «многочисленных случайных символов, которые группируются в системе «противопоставлениями и различиями».

Весомый вклад в языкознание сделали представители школы Бодуэна де Куртенэ, его ученики Николай Вячеславович Крушевский и Василий Алексеевич Богородицкий. Так, в частности, Крушевский в учение о системности языка ввел понятие ассоциативных связей по сходству и по смежностью, которые позже Соссюр назвал парадигматичними и синтагматичними.

Итак, Бодуэн де Куртенэ обогатил языкознание многочисленными оригинальными идеями. Многие его положения оказались близкими к лингвистической концепции Ф. де Соссюра, что появилась значительно позже. Л. В. Щерба и Есть. Д. Поливанов даже считали, что в концепции Соссюра не было ничего нового по сравнению с тем, что значительно раньше написал Бодуэн де Куртенэ.

Свои труды Бодуэн де Куртенэ публиковал в разных изданиях и на разных языках, к тому же выложил их фрагментарно, не создал целостной системы, как то сделал Соссюр. Однако его понимание языка как системы - проблема, которая повлияла на дальнейшее развитие языкознания, в частности на формирование структурализма (особенно Пражского лингвистического отделения) и социологической школы.

2. Системность в языке за Фердинандом де Соссюром

Введение понятие системы языка связывают с именем Ф. де Соссюра, хотя приоритет в этом принадлежит И. О. Бодуену де Куртенэ. Особую роль в обосновании системного подхода к языку сыграли труды украинского языковеда О. О. Потебни.

Ф. де Соссюр называл язык системой знаков, выражающих идеи. Все части языковой системы, по Соссюру, возможно и необходимо рассматривать в их синхронічному связи. Что же касается диахронии, то Соссюр отрицал ее системность.

Понятие системы языка базируется на взаимозависимости ее элементов. Системные отношение не является чем-то внешним для отдельных компонентов системы, а входят в те элементы, образуя качественную их характеристику. Нередко различие системных отношений является единственной основой различения и самих элементов.

Совсем по-другому стали рассматривать этот вопрос со времени выхода в свет книги Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики» (1916). Ф. де Соссюр язык как систему знаков ставит в один ряд с любой другой системой знаков, что «играет определенную роль в жизни сус пільства». Изучение языка на равных правах и тотожни мы методами мыслится в составе семиологии - единой науки о знаках: «Язык есть система знаков, виража ют идеи, а потому ее можно сравнить с письмом, с азбу кой для глухонемых, с символическими обрядами, с фор мамы учтивости, с военными сигналами и т. п. Можно, таким образом, мыслить себе науку, изучающую жизнь знаков в жизни общества... Мы назвали бы ее семиология».

Одной из главных заслуг Ф.де Соссюра перед лингвистикой считают обоснования им системного характера языка. Чуть раньше, чем Соссюр, Б.де Куртенэ, работы которого Соссюр высоко ценил, предложил понимание системы языка как совокупности, части которой связаны между собой различными отношениями. У Соссюра система языка базируется на противопоставлении ее членов. Рассматривая язык как систему математически точный, он пользовался для обозначения компонентов системы математическим термином “член”, считая, что все отношения в языке могут быть выражены в математических формулах. Язык как система характеризуется двумя особенностями: все члены системы находятся в равновесии; система является замкнутой. Система языка формируется на основании установления тождеств и различий между ее членами, т.е. элементами системы. Соссюр подчеркивает статичности как важнейшем признаке языковой системы, хотя ее не рассматривает как вполне неподвижное состояние системы.

Определяющими в системе есть два типа отношений между ее элементами - синтагматичні и ассоциативные, заслуга в открытии которых принадлежит, по мнению некоторых исследователей, М. В. Крушевському. Синтагматичні отношения базируются на двух и большем числе членов отношения, «в равной степени наличных в актуальной последовательности». Синтагматичні отношения подчиняются принципу линейности. Через действие этого принципа языковые единицы «выстраиваются» в линию, где каждая единица образует соединение с соседними единицами. Линейные соединения единиц языка Соссюр называет синтагмами. Второй тип отношений он обозначает как ассоциативные, они «сочетают члены этого отношения в виртуальный мнемонический ( гр. Mneme - память) ряд». В ассоциативные отношения Соссюр включает не только морфологические, но и смысловые связи между словами. По мнению Соссюра, совокупность синтагматичних и ассоциативных связей «образует язык и определяет ее функционирование». Язык представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, где каждый член системы связан с другими членами как в пространстве (синтагматичні отношения), так и в сознании (ассоциативные отношения).

Язык - это система систем, которые взаимообусловлены и связаны в одно целое: изменение в любой из этих систем вызывает изменения в других системах.


3. А.А. Потебня о системности в языке

В своих научно-теоретических рассуждениях и Потебня не обошел такого важного философского понятия как система. На его взгляд, наука роздрібнює мир, чтобы снова сложить его в стройную систему понятий; но эта цель удаляется по мере приближения к ней, система развалится от всякого факта, который не вошел в нее, а число фактов не может быть исчерпано. Он четко выделяет в понятие системы совокупность необходимых элементов как составных частей системы и отношения между ними. С ясностью мысли, что характеризует понятие, связано другое его свойство, именно то, что только его понятие ( а вместе с тем и слово, как необходимое его условие) вносит идею законности, необходимости, порядка в тот мир, которым человек окружает себя и который ему суждено принимать за действительный. Если уж, говоря о человеческую чувственность, мы видим в ней стремление, объективно оценивая восприятие, искать в них самих внутренней законности, строить из них систему, в которой отношение членов столь необходимы, как и члены сами-по-себе... на самом Деле, упомянутое стремление становится заметным только в слове и развивается в понятии.

Эта потебнянська мнение о необходимую наличие членов в системе перекликается со взглядом Энгельса: «Уже сам факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу».

Потебня понимал язык в целом как систему тесно связанных и взаимообусловленных элементов, находящихся в соответствующих взаимоотношениях и взаємозалежностях. В языках, как он писал, - есть система, есть правильность (но не топорная симметричность) в ступенчатом развитии содержания, но находится она не априорными построениями. В другой работе он указал, что язык - система, есть нечто упорядоченное, всякая появление его находится в связи с другими. Задача языкознания и заключается именно в поміченні этой связи, «...лишь в немногих случаях очевиден», и далее он ставит вопрос: «Как же это было бы возможно...(понимать значение слов), если бы речь была четкой системе, в которой есть определенный порядок и определенные законы?».


Выводы

Итак, когда рассматривают, как именно устроен языковой механизм, с помощью которого люди общаются между собой, употребляют термин «система», стал, по словам Е. Бенвеніста, одним из двух ключевых слов современной лингвистике наряду с «структурой». Этот срок у разных авторов наполняется разным содержанием.

Слово система толкуется таким образом:

- порядок, обусловленный правильным, планомерным расположением и взаимной связью частей речи;

- форма организации, строение языка;

- совокупность элементов, единиц, частей, объединенных по общему признаку, назначению;

- совокупность принципов, которые являются основой учения о языке;

- строение, структура, что составляет единство закономерно расположенных и функционирующих частей речи.

Система - это определенная упорядоченность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое. Язык в целом - это неоднородная и открытая система.

Язык, считал Бодуэн де Куртенэ, это такая совокупность, части которой связаны между собой отношениями значения и формы.

Понятие системы языка, как говорил Ф. де Соссюр, базируется на взаимозависимости ее элементов. Системные отношение не является чем-то внешним для отдельных компонентов системы, а входят в те элементы, образуя качественную их характеристику.

Александр Потебня отмечал, что понятие системы языка базируется на взаимозависимости ее элементов. Системные отношение не является чем-то внешним для отдельных компонентов системы, а входят в те элементы, образуя качественную их характеристику.

Потебня понимал язык в целом как систему тесно связанных и взаимообусловленных элементов, находящихся в соответствующих взаимоотношениях и взаємозалежностях.

Библиография

1. Белецкий А.А. О языке и языкознание. - К.: «Артек», 1996.

2. Дорошенко С.И. Общее языкознание. - К., 2006.

3. Ковалик И.И., Самойленко С.П. Общее языкознание. - К.: «Высшая школа», 1985.

4. Кочерган М.П. Общее языкознание. - К.: «Академия», 2006.

5. Попович М.В. Язык как знаковая система. - К., 1965.

6. Семчинський С В. Общее языкознание. - К., 1996.

7. Удовиченко Г.М. Общее языкознание. История лингвистических учений. - К.: «Высшая школа», 1980.