На протяжении веков художники изображают Мадонну. Образ матери с ребенком на руках был всегда воплощением прекрасного. Но каждая эпоха непременно добавляет ему новизны. Отблеск чернобыльского взрыва создал в воображении поэта, новое Мадонну в совсем непривычной ипостаси. Про это - поэма Ивана Драча «Чернобыльская Мадонна».
Автор обрисовал образ Мадонны совсем не так, как ее описывает традиция. В поэме переосмысливаются мотивы и образы библейского сюжета. Трагические события, последствия которых ощутимы и поныне, побуждают Драча интерпретировать их по-своему:
Мария, Мария...
И Мария не та.
И породила Христа,
эта - анцихриста!..
Но суть образа Мадонны, бесспорно, остается та же. Она - страдающая Мать. Только страдания ее двойное, потому что Марии сын пошел на крест ради людей, ради их спасения. Мука же этой Мадонны усилена тем, что рожденный ею ребенок сам разбирает свой край. Речь идет о матери, сын которой причастен к взрыву на Чернобыльской атомной электростанции. Через ее образ переосмысливается сама трагедия и человеческая ответственность за нее. Поэтому не надо думать, что автор имеет в виду конкретных людей. Недаром он болезненно иронизирует: «У нас - Безымянность! Всех она поест И еще и закусить нами с именами...».
Виновных как бы нет. Однако со всей страстью художника слова Драч клеймит всех, кто мог быть причастен к трагедии. Всех, кто мог ее предотвратить. Кто-то недомудрував, кто на что посмотрел сквозь пальцы, а словоблуди (к таким решительно причисляет и себя) все это дружно славили. Неслучайно поэма имеет два эпиграфа. Шевченково:
«Все мое упованіє
На тебя, мой пресветлый раю,
На милосердіє твое,
Все упованіє мое
На тебя, мать, возлагаю...», -
сочетается с фрагментом украинской народной думы «Бедная вдова и три сына», в котором говорится о том, как сыновья выгоняют старую мать из дома на скитания. Такое сочетание дает неожиданный эффект: на мать уповаєм и сами же ее толкаем к гибели.
На распятии собственная мать и собственная Родина. Сыновья же стоят вокруг и имеют возможность «полюбоваться» своей работой. Такими в сочинении генерал, мать которого не хочет прятаться от радиационного кошмара в Киеве, а упорно возвращается в свое село. Таким является ее внук, что с компанией мародеров-интеллектуалов грабит в заброшенных домах старые иконы. Такой есть стая пьяных развратников, что издеваются над древней достопримечательностью - раскладывают костер вокруг каменной скифской бабы. Таким же является и лжемитець, который умел кричать с трибуны о матерях, и как вздрогнул черный атом, он мать вспоминает только матом».
И в противовес знаменитым стихотворным строкам Симоненко Драч с горьким сарказмом продолжает:
А примітивам надо знать,
Что мать можно и выбирать!
А гордый мир? Он не презрит.
Он смотрит... и аплодирует...