Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ТАРАСЮК ГАЛИНА
ТЕАТР НАПРОТИВ ВАРЕНИЧНОЙ

Хоть и появился он в их городке уже добрый год назад, но появление его здесь обсуждают до сих пор. Конечно, и его лицо тоже. Разве не удивительно, что этот показной, даже импозантный мужчина за пятьдесят, со следами былой красоты и славы на аристократическом вида и в осанке, вдруг ни с того ни с сего покидает столицу, поселяется в глухом забитом городке, где и водопровода нет, и становится ( что уж совсем подозрительно) руководителем несуществующего до сих пор молодежного театра?

Ясно, что поначалу странным пришельцем занимались заинтригованы местечковые дамы и даже девицы, ибо не переживать было просто невозможно, ведь, во-первых, такие приятные по всем параметрам мужчины всегда и везде на учете в местных дам, кроме того, их, как правило, никто никогда никуда не отпускает, даже за пределы квартиры, не то что города; во-вторых, мужчины в таком... ну, почтенном возрасте по идее, должны бы иметь почтенную должность, хотя бы депутатскую пенсию, а не шляться по периферии в поисках скудных заработков, которых предостаточно в самой столице; в-третьих, кому сейчас, тем более в их городке, нужен тот молодежный театр, когда молодежь из городка давно уехала за границу, и если бы не школьники единственной в городке школы, то вообще бы оно походило на забытый властью и Богом гериатрический пансионат; в-четвертых, с таким именем (не то Зореслав Світозарович, не то Светозар Богодарович) жить в провинциальном городке... Нет, здесь что-то не то...

Сначала так считало только местечковое женщины, а с недавних пор так думать стал и один из самых уважаемых мужчин в городке, владелец крохотной (два стола, восемь стульев) вареничной и добропорядочный семьянин Ратушняк. И вовсе не потому, что по жизни деловой человек Ратушняк недолюбливал люмпенов. А за то, что... Но обо все по порядку. Надо же было, чтобы тот никому не нужен молодежный театр местная власть отдала заброшенную развалюху через улицу, как раз напротив вареничной, а потому мелкий предприниматель Ратушняк невольно вынужден был денно и нощно наблюдать за розвоєм театрального искусства в их городке. Далеком от любого искусства Ратушняку трудно было увидеть, куда оно развивается, но его собственный вареничный бизнес пошел круто вверх, с тех пор, как тот приблудлий старый чудак Борислав или Богодар, а короче - Артист, взял себе за привычку каждый день обедать в “господина Ратушняка” порційкою-второй вареников. То была неплохая реклама, и скоро за главным стали бегать по вареники и маленькие артисты - ученики старших классов, которых учителя насильно записали в театр и те теперь вместо того, чтобы огород полоть или скот глядеть, викабелювались и орали не своим голосом, аж окна в той лачуге дзенькотіли. Накричавшись, проголодавшиеся школьники налетали на вареники, как саранча на Китай. Поэтому, любуясь их аппетитом, предприниматель Ратушняк уже начал было всерьез подумывать о третьем столик на четыре посадочных места, как здесь...

За грандиозными бизнес-планами и будничными хлопотами Ратушняк не углядел, как его одиночка, его невинное дитя, которое он так лелеял, что не позволял даже посуду мыть на кухне, его золотая Лилия незаметно перекочевала из родной вареничной, где она временем расставляла по вазам на столах цветы и вазоны поливала, в дом напротив. Когда мелкий предприниматель и добропорядочный семьянин Ратушняк увидел, как среди белого дня, на глазах у родного отца, Лиля открыла и закрыла за собой дверь молодежного театра, он впервые собственным глазам не поверил, подумал, что привиділось. Но когда Лиля вышла из театра поздно вечером, к тому же - после всех да еще и в сопровождении Светозара-Богодара, а короче - Артиста, и, миновав вареничную, пошла с ним, ни в чем ни бывало беседуя на глазах у всего городка, неизвестно куда, он побежал на кухню, где обсыпана мукой жена лепила вареники, и долго там топал ногами и кричал, что не позволит, что выдворит старого развратника за прєдєли, что она во всем виновата...

Такая бурная реакция на театр вообще-то прогрессивного и умеренного Ратушняка удивила жену, но безрезультатно и пыталась объяснить мужу, что дочь не виновата, что ее записали вместе с целым классом в театр, что ей, как самой красивой и найталановитішій в городке девушке, дали роль самой Джульетты,...

Ратушняк не слушал. Он был как бешеный и дальше топал ногами и кричал, но не столько от злости, сколько от страха. В последнее время Ратушняку казалось, что дочь, которая нежданно расцвела небывалым для их рода красотой, покинет и их с женой, и дом, и вареничную и никогда больше не вернется в родной городок, похоже на забытый всеми гериатрический пансионат,...

И вдруг Он горько заплакал, будто это произошло уже сегодня. Наконец до него дошло, что жена все знает, хуже - этому способствует, что они его обманывают, в то время как он жилы рвет ради них, что...

С той минуты жизнь владельца вареничной превратилось в сплошные страдания. Он начал следить за дочерью, неприветливо встречать Артиста, когда тот приходил за свои вареники. Несколько раз даже порывался с тем откровенно поговорить, а то и просто грубо захлопнуть перед его носом дверь, но деловые интересы брали верх над родительскими переживаниями, и Он откладывал разговор на потом.

Тем временем Лилия расцветала, превращаясь на глазах из гандрабатого дівчука в длинноногое, золотоволосе, фіалковооке, непривычное для этих мест, создание. Особенно ее экзотическая красота и совершенство выделялась на фоне родных родителей. Поэтому теперь, увидев их вместе, редко кому не квадратіли глаза с чуда: как это двум курдюпелям, похожим на худенькие тыквы, то есть Ратушняку с женщиной, удалось встругнути такое чудо неземное? Наиболее наглые и невоспитанные спрашивали у Ратушняка об этом вслух, доводя его до отчаяния, смешанного с гордостью и страхом.

Но самым трагичным было то, что сама Лилия начинала догадываться о своей нетутешність: все чаще вглядывался в зеркало, свысока мерила взглядом ровесников и не сводила восторженных глаз с того старого дженджика даже тогда, когда он ел свои вареники с таким видом, будто какие-то там анчоусы в дорогом столичном ресторане. И зря дочь прятала от отца глаза, а сама пряталась за занавеской на двери в кухне, Ратушняк все то видел и нетямився с отчаяния. Его муки стали просто невыносимыми, когда увидел, как тот старый развратник, изображая из себя галантного кавалера, жадно целует дочери ручку, тем временем ощупывая ее ангельское личико мутными от похоти глазами. И это среди белого дня, перед его, родительским, носом (вернее, за несколько метров), возле дверей своего погорелого театра. А она аж млеет, аж растет, аж сияет!

Все чаще просыпался Он среди ночи от страха, что дочь украдут и изнасилуют подонки в черных очках, которые шныряют уже и их городком в черных лимузинах, или соблазнит этот приблудлий, этот неуверенный старый плут, ибо по нему видно, что он большой мастак крутить головы женщинам, что...

Все чаще возвращалась дочь из театра мечтательной, задумчивой, далекой от вареничной и обоих своих круглых, похожих на перезрелые тыквы, родителей. Тинялась, как лунатик, по кухне, брезгливо обзирая россыпи вареников на столах и вечно кипящие кастрюли, а потом порывисто и зло хряскала дверью и замикалась в своей комнате на второй половине дома.

А однажды вечером Лилия домой не пришла.

Ратушняк спохватился, когда часы в вареничной бамкнув север. Бросился на ту половину дома, что правила за помещение, но дочери там не было. Не было ее на дворе и в саду. Выбежал на улицу - окна в театре не светились. И он все понял. И закричал жене, что за тремя дверями, на кухне, домивала посуда:

- Где она? Я тебя спрашиваю, где Лиля?

- Откуда мне знать, где Лиля? - удивилась жена. - С подружками где-то...

- В двенадцать часов ночи?!

- Еще только десятое... Не преувеличивай...

Ратушняка поразил ее покой, и он закричал как бешеный:

- Это я преувеличиваю?! Ей только шестнадцать... И ты знаешь, с кем она... Знаешь, что она снова с тем... Я запрещаю ей ходить в тот театр, к тому развратника! Запрещаю кривляться! Это не профессия! Мне проституток дома не надо! С меня довольно!

Разбуженные криком соседи испуганно открывали окна, крутили головами и, увидев на тротуаре обезумевшего владельца вареничной, настраивались с интересом слушать.

- Ради Бога, втихомирся... Люди слышат... - пыталась закатить Ратушняк в вареничной женщина, но он отбивался, крича:

- Пусть слышат! Пусть все слышат! Потому что видели, все видят... как она ходит с ним... за ручки взявшись... Как смотрит ему в глаза! Да он же ей в деды годится! Мерзавец! Старый развратник! Я... я застрелю его! Задушу вот этими руками! Я...

- За что? - смутилась от супруга, теряя осторожность. - Ребенку просто интересно с ним... И ты этого не можешь пережить. Ты ревнуешь ее к чужому человеку. Вот что!

Слова жены резанули Ратушняка по самом сердце, от чего он окончательно потерял над собой контроль, продолжая выкрикивать в темную ночь все свои обиды и страхи.

- Теперь я знаю, кто ее научил вешаться на шею чужим дедам: ты! Это ты! Ты! Научила ее. Сама такая была! Думаешь, я забыл, не помню... И я... Я убью его! Задавлю вот этими руками...

Вдруг ссора стихла: мимо отца-мать пробежала заплаканная Лиля, проскочила сквозь вареничную, кухню и закрылась в своей комнате. Ратушняк бросился следом, крича своей:

- Где ты была? Слышишь, где ты была, потому что я убью его, того подонка!

Темная улица и дальше удивленно открывала окна, наслухала, где это ругаются. Но ему было безразлично. Наоборот, он хотел, чтобы все слышали, потому что больше не мог видеть, как на него смотрят как на отца малолетней проститутки. И поэтому он бил кулаком в дверь Лилиной комнаты и кричал, чтобы все знали, что он добропорядочный семьянин и строгий отец. И тогда дверь резко отворилась, и опухшая от слез Лиля сказала:

- Он умер...

- Кто - то умер? - растерялся строгий отец.

- Он, Светозар Богодарович...

- Когда?

- Давеча.

- Где?!

- У себя дома.

- А ты... ты как знаешь?..

- Я там была...

- Ты?!. Там?!. Что-о ты-ы та-а-ам делай-ыла?

- Ничего. Мы проигрывали сцену смерти Ромео и Джульетты.

- И - что?..

- И он... умер, захрапел и - поме-е-ер. - И Лиля заревела от страха и горя.

Строгий отец оторопел: - Кто еще был при этом?

- Нико-о-о-ого. Лишь я-я-я, - рыдала Лили.

- Закрой рот, - неожиданно решительно приказала легкомысленная мама. - Закрой сейчас же рот! Тут уже один кричал, что убьет, задушит, задавит своими руками... И люди все слышали... Теперь мы никому ничего не докажем... Никому и ничего.

В квартире наступила такая тишина, что было слышно, как в соседнем доме сопит, навалившись грудью на подоконник, всевидящее и всечуюча Клавдия Ивановна.

- Кто-то видел, как ты туда заходила? - наконец пришел в себя и добропорядочный семьянин Ратушняк.

- Соседка, баба Зоя, и еще одна баба, и еще...

- Да, я пропал. Я пропал, как швед под Полтавой. Меня упекли в тюрягу собственная дочь и женщина. - Снова запаниковал раздавлен непредвиденной ситуацией Ратушняк. - С меня довольно! Довольно! Значит так, я поехал... уже! На станцию - в третий поезд на Москву... Меня нет. Я в России. Слышали? Я в России. И что хотите, то и делайте. Пока его найдут, я уже буду далеко. Вам напишу... под чужой фамилией... Давайте договоримся: Василий Пуговкин...

- Который Пуговкин?

- Пуговкин - и все. Разве вам не все равно, что со мной теперь будет? Пуговкин. И все! Я пошел!

Зазвонил телефон. Все заметушились, зашептались:

- Бери трубку... не бери трубки... меня нет... нас нет... свет... выключите свет!..

Через минуту позвонили в дверь... Том, кто звонил, никто не открыл. В вареничной как вымерли.

Утром Клавдия Ивановна, которая якобы пришла по вареники, увидела на закрытых дверях табличку: переучет. На третий день под вареничную подъехала милицейская машина, дверь открылась, впуская до середины трех милиционеров и двух в штатском. Скоро все вышли вместе с Лилей и мамой. Как заметила Клавдия Ивановна, Ратушняка с ними не было. Под вечер мама с дочкой вернулись, сами и пешком. Но еще до их возвращения улица, а с ней весь городок уже знали, что недалеко от станции, в посадке, нашли труп мужчины, похожего якобы на Ратушняка. Труп мать и дочь узнали, но хоронить отца будут не здесь, а в соседнем районе, откуда они все родом.

За последнюю неделю это была вторая плохая новость: три дня назад в больницу с инфарктом попал руководитель молодежного театра, да, да, тот самый импозантный, постаревший красавец, который за целый год своего пребывания в городке не положил глаз ни на одну женщину, а все топтал тропу через улицу к вареничной Ратушняка, имея, конечно, ввиду его малолетнюю дочь, пока тот не выгнал его, но видно, что поздно, так чего же тогда накладывал бы руки на себя в посадке возле станции?.. А может, и не так все было? И кто знает, как... словом, милиция разберется...

Добрый месяц улица, а с ней и городок томились из неизвестности. А через месяц вернулись с похорон Ратушняка его жена и дочь, продали вареничную вместе с домом и всем, что в ней было, и куда-то уехали. Поехал к своей столице, выйдя из больницы, и враз постаревший, как говорила Клавдия Ивановна, Зоредар-Богодар, или как там его, того Артиста.

Городок побалакало, подумало-погадало над той странной историей, да и забыл. Вспомнил лишь через год, когда та же всезнающая Клавдия Ивановна рассказала, что якобы ее знакомая видела на Пасху в кафе на Крещатике в Киеве дочь и жену Ратушняка вместе с тем старым красавчиком, тем приблукалим когда в городок Артистом - Святославом, или как там его. Знакомая говорила, что, если бы не молодая и тот Артист, старую Ратушнячку она бы никогда не узнала - так похудела и еще и шляпу нацепила на себя, а еще, рассказывала Клавдия Ивановна, знакомая говорила, что якобы все трое были очень веселые, ели вареники и, что ее (то есть знакомую, да и саму Клавдию Ивановну) больше всего удивило, вели себя так, как одна семья.

Но Клавдия Ивановна не все рассказала. По крайней мере о том, что уже год на имя Ратушнякової жены приходят письма от некоего Василия Пуговкина, в которых он скупо сообщает “дорогую подругу, что жив-здоров, чего и ей желает”. А поскольку Василий Пуговкин адреса своего не указывает, а почтальон Люся не знает нового адреса Ратушнячки (и не хочет лишней мороки), то и отдает письма всеведущей Клавдии Ивановне, якобы для передачи бывшей соседке. Клавдия Ивановна письма принимает, хранит, и может, когда-нибудь и передаст Ратушняковій, если когда-то на Пасху выберется в Киев и встретится ту на Крещатике в вареничной.