Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
"Я (Романтика)" Г. Волнового: роль посвящения к произведению


Новелла "Я (Романтика)" Николая Хвылевого посвящено "Цвітові яблони" Мы хайло Коцюбинского. Такой інтертекстуальний перекличка дает ключ к пониманию произведения. В центре обеих новелл - герой из розчахненою психикой, который находится в кризисной ситуации. События подаются сквозь призму его восприятия, что делает повествование подчеркнуто суб'єктивізованою и психологізованою. Герой Коцюбинского борется с собственным "Я", со своим даром писателя, в "пограничной ситуации" становится проклятием. У умирающего ребенка он не способен забыть привычку постоянно подмечать мелкие детали, нюансы настроения, чтобы использовать их затем в произведениях. Любящий и страдающий отец противостоит внимательному и отстраненном писателю. Сознание персонажа новеллы "Я (Романтика)" тоже распадается на две противоположные части, о чем он сам говорит: "Я - чекист, но я и человек". Характерно, что вечные ценности четко противопоставляются новой морали и религии", становясь при этом преступной слабостью. Можно сказать, что все персонажи новеллы "Я (Романтика)" Г. Волнового являются лишь отражениями различных граней личности главного героя. Внутренняя психологическая борьба наглядной, предстает в зримых образах доктора Тагабата ("злой гений, злая моя воля"), дегенерата ("стража на страже"), нерешительного Андрюше и тихой-грустно матери.
Мотив смерти также роднит эти произведения. Гибель ребенка трансформируется в М. Волнового в убийстве матери, причем в обеих новеллах умирания воспринимается как материал художественного творчества. В Г. Коцюбинского это основа будущих произведений, в Г. Волнового - необходимая жертва на алтарь "загірної коммуны".
Идея антигуманного мира имеющаяся в "Цвете яблони", модифицируется в тезис о антигуманность насильственной перестройки этого мира. Если в "Цвете яблони" рассказчик - невинная жертва абсурдной мироздания, то в "Я (Романтика)" он сам становится палачом, будто имеет право решать, кому жить, а кому нет. Поэтому в Г. Коцюбинского мы еще имеем надежду на восстановление (кстати, красоту бытия, бренную, но вечно прекрасную в воспоминаниях и символизирует образ цвета яблони, покрывающий лицо умершего ребенка в новелле). Зато в М. Волнового любое возрождение невозможно.
Герой М. Коцюбинского колеблется между двумя полюсами своей психики; можно говорить о своеобразном дежурства его настроений, а динамика его сознании предстает своеобразной синусоиде. В противовес ему "Я" из новеллы М. Волнового постепенно вытравливает в себе остатки морали и человечности, неуклонно идет к призрачной цели. В начале совести героя еще отзывается болезненным укором: "...Шесть на моей совести? Нет, это неправда. Шесть сотен, шесть тысяч, шесть миллионов - тьма на моей совести!!" Но в конце произведения, отдавшись вакханалии насилия, "Я" отвергает сомнения: "Да, это были невозможны минуты. Это была мука. - Но я уже знал, как я сделаю".
В финале произведения "Я (Романтика)" торжествует смерть, которую символизируют образы месяца, который "тихо умирал в пронизанном зените", мертвого степи, "далекой неизвестности, где неизвестно горели тихие озера загірної коммуны". Коммуна в этом контексте предстает недостижимой иллюзией, обманчивой пустынным миражом. Было возбуждено основы мироздания, поэтому грех главного героя остается непрощенным.