10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Не допустите к власти страшного человека! (по роману Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»)
Хочется вспомнить одну украинскую народную мудрость: «Жизнь прожить - не поле перейти». Действительно, проложить ровную тропу через поле - и то нелегко, хотя пределы его можно постичь зрением. А жизнь - штука сложная: не знаешь, где наткнешься на камень, а где - не выбоину, встретишь в дороге добро или зло... Только сильный и добрый человек может пройти свой жизненный путь достойно, не растерявшись, не растратив духовных сокровищ, доброты и любви, достоинства и чести. В пословицах и поговорках наш народ воссоздал свой моральный кодекс: «Все хорошо получай, а избегай зла», «С кем поведешься, от того и наберешься», «Добро долго помнится, а беда еще дольше», «Почитай отца и мать, будет тебе везде гладко», «Доброе имя - лучшее богатство»...
Панас Мирный и Иван Билык учились мудрости у своего народа. Доказательством этого является и то, что роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» обильно пересыпан поговорками и пословицами, и то, что одно из них стало названием произведения, и то, что мнения и настроения народа автор передал через своих персонажей.
Или исповедовал в своей жизни эти святые моральные принципы главный герой романа Чипка Варениченко? Нет, не исповедовал. Возможно, то, что он время от времени был слишком своевольным, делал переступи дедовских законов, и привело его к моральному падению. Правда, на то были и другие причины, внешнего характера, которые усложняли путь Корточках, поэтому его судьба вызывает у читателей неоднозначные мнения.
«А недалеко от Песок стоит высокий крест, под которым тлеет восемь невинных душ, загубленных в одну ночь страшным мужчиной...»
Сами авторы романа называют Цепкую страшным мужчиной, хотя он считает себя правдолюбом и народным мстителем. А для меня Никифор Вареник - вор, разбойник, пьяница и убийца, которому нет оправдания и который является «пропащей силой» не только потому, что вырос в тяжелых обстоятельствах. Ведь Грицькові, например, с детства было еще труднее, чем Чепцы - он был круглым сиротой. Вернувшись с заработков, Григорий основал хозяйство, женился Христею, и стали они «между людьми хозяевами», «на все село парой». Так почему же Грицько не спустился на дно, как Цепкая? Почему у Гриши со своей женой «одна мысль, одна рада»? А Цепкая «не найдет когда и слова сказать Гали» с тех пор, как избрали его в земство.
Сама Галя росла среди грабіжок и пьянства, имела перед собой дурной пример отца и матери, но сумела сохранить чистую душу. Напрасно она уговаривает мужа, не слушает он ее...
Какой же правды искал Цепкая, когда убил сторожа на хуторе, за что мстил невиновному мужчине, в чем провинилась перед ним семья того человека? Что же это за правда - убийство, грабеж? Цепкая хочет «жизнь, как стерню пройти», «ноги не уколов». Гриша, антипод Чипки мог примириться со своим положением. Например, посватавшись к богатой девушки и получив тыквы, утих и женился на бедной сироте Христе. Он не грабил тех, кто женился и живет счастливо.
Дважды Цепкая становился хозяином и дважды опускался до пьянства, воровства; и оба раза из-за того, что встречались ему на жизненном пути преграды, которые он не хотел преодолевать.
Еще с детства Цепкая был обижен на судьбу, «что разделила людей на хозяина и работника». Но когда Цепкая батрачил, то ничего не хотел делать, не слушал своего хозяина. По моему мнению, если уж он пошел в наймы, то должен был стараться. Тем более, что «хозяин к нему сначала миром и лаской, показывает и рассказывает - как и что, и когда делать. Так же Цепкая и знать ничего не хочет!» А потом еще и чуть не сжег хозяина.
Бородай не заставлял Цепкую тяжело работать, не издевался над ним. Состоятельный мужчина пожалел Мотрю и взял его сына к себе в батраки, хоть по деревне и ходили слухи, что Цепкая - чертенок и что у него на коленке родинка - знак дьявола. Еще одна деталь в пользу Бородая: он не судился с Чіпчиною матерью. Следовательно, он был хорошим человеком, а Цепкая был плохим работником. Если ему не нравилась работа, то разве это означало, что нужно сжечь хозяину двор...
У Чипки с детства зародилась в сердце обида на всех, кому живется лучше, чем ему. Когда просился он пастухом, община отказала: «Молодой еще, ненадежный». И разве не правда?! На то время скот для крестьянина была всем - она кормила его самого, его семью. Как же доверить всю общественный скот Чепцы, когда у своего первого хозяина Цепкая чуть не устроил пожар? Я думаю, что если бы Цепкая согласился снова стать подпаском, то он бы заслужил общественное доверие. Но Варениченко, «так-сяк пробыв еще зиму», уже хочет быть общественным чабаном!
«И община, вижу, живет неправдой...» - думает Цепкая, которого «тяжело оскорбила общественная неправда». Вместо того, чтобы добросовестным трудом заслужить доверие, опять обижается на людей.
Он не жалеет ни матери, ни жены. Взял у матери последние деньги, и не добившись земли, пропил их.
Цепкая - злой, очень злой человек, он ищет легкого хлеба в жизни, вместо того, чтобы бороться с трудностями; мстит за свои неудачи всем вокруг, считая, что «равняет богатого с бедным».
«Ли оно когда была правда на свете? Или, наверное, ее никогда не будет?» - спрашивает в Мотре Цепкая. А бедная Галя спрашивает у мужа: «А где же у тебя и правда? Где?» «И нечего Чепцы ответить ей, потому что и сам в гулянках забыл, к чему стремится и чего хочет...
Повпиваються с товарищами, да и ляпают языками за детство свое нищенскую, по господина, у которого надо воровать, потому что он у людей украл, о человеческую неправду и о земство, не далось ему в руки».
«И время, залив глаза, выкрикивает, что пора бы и наказать...» Кого? За что? Может, за то, что одни зарабатывают горьким потом на заработках деньги и покупают себе землю, а он не мог и свою отстоять? Или за то, что в земстве нет места убийцам?
А если бы было? Ведь те господа, что служили в управе, также были не ангелами и покрывали друг друга. Если предположить, что господа закрыли бы глаза на его преступления, разве долго служил бы Цепкая? И в управе столкнулся бы он с «неправдой», не раз и не два увидел бы социальную несправедливость, не раз и не два разочаровался бы в своих идеалах и столкнулся бы с продажными чиновниками. Страшно даже представить, как реагировал бы «страшный человек», наделенный властью, как «ровнял» бы богатых с бедными, как вел бы с теми чиновниками, которые имеют лучшие условия работы, большую зарплату, чем он...Думаю, даже оставшись в управе, не смог бы он завоевать людское доверие, а с его болезненным самолюбием он уже, наверное, воспринимал бы каждое замечание, как оскорбление. Долго служил бы там? Думаю, что он сразу захотел бы стать каким-то начальством, а получив отказ, покинул бы земство и спился.
Плачет бедная Галя, жалуется и Грицко («Нет, Цепко, я у тебя через общество не хочу бывать»), да и мать просит, чтобы покинул гайдамацтво, становился на хозяйство. Только Цепкая больше склонен слушать тещу, которую он чтит и уважает; Мотня, Бревно, Крыса имеют на него большее влияние, чем Гриша. Когда срывается в Бревно с пьяного языка ерунда, он верит ей, и бросает матери в глаза, что она отравила Евдокию, не заступается за Матрену, когда «товарищи» поднимают на нее руку...
Так и не увидела мать добра от сына, жила в чужой хате.
Мне искренне жаль ее, и еще Галю, которую он со своей «правдой» довел до самоубийства, и еще маленькую девочку, оставшуюся сиротой, потому что всех ее родственников вырезал «страшный человек».
А Чипки мне не жалко.
В народе говорят: никогда не принимай решения в гневе. Цепкая же не задумывался, прежде чем сделать какой-то шаг. Его сердце никогда не советовалось с умом, становилось слепым в злобе и часто вело на скользкую дорогу. Поэтому все его добрые намерения и помыслы были перечеркнуты ужасными поступками, кровавыми преступлениями. Народ, самый справедливый судья, говорит: «Добро долго помнится, а беда еще дольше». Об этом стоит знать каждому.
|
|