Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Неореализм - стилевое течение в украинской литературе, которая обнаружила себя в 20-е XX в., в частности в творчестве Г. Косынки, В. Подмогильного, Есть. Плужника, Бы. Антоненко-Давидовича, в 60-70-е - в Гр. Тютюнника и др. - Возникнув на почве классического реализма, но не восприняв линейно міметичного принципа "изображение жизни в формах жизни", неореалісти определяли свой концептуальный принцип между документальной достоверностью, философско-аналитическим углублением в действительность и лирической стихией; иногда красноречивая деталь для них значила больше, чем развернутый по всем правилам реалистического письма сюжет. Н. означает также преодоление дистанции между субъектом и объектом изображения, присущей классическому реализму. Подобные тенденции наблюдались и в литературах других стран, в частности в итальянском веризмі. Неоромантизм - стилевая волна модернизма, возникшее в украинской литературе на початкуХХст., пойменована Лесей Украинкой "новоромантизмом". Определяющей чертой Н., в противоположность романтизма с его концептуальным разрывом между идеалом и действительностью, оказалась конструктивная попытка преодолеть противостояние этих конфликтно непреодолимых оппозиций, благодаря могучей силе воли сделать ожидаемое, возможное действительным, не опуская этого возможного уровня инертного прозябание. Наиболее полно Н. обозначился в лирике и в драматических произведениях Леси Украинки, которая считала реалистичный способ "фотографировать" окружающей среды "унижениям своего таланта", решалась защищать "флаг модернизма" и не "отречься от флага новоромантичного", вытворяя своим порывом "в голубизну" основу для эстетических и націотворчих озарений в украинской поэзии. Могучий жизнелюбивый заряд этого Н. вдохновлял потом поколения "расстрелянного возрождения" (А. Около, М. Иогансен, Ю. Яновский и др.) и "пражской школы]' (Елена Телига, О. Ольжич и др.), проявлял в то же время и свои отличия от революционного романтизма. Творчество украинских писателей перекликалась с творчеством Г. Киплинга, Р.-Л. Стивенсона, Этель-Лилиан Войнич, Г. Ибсена, К. Гамсуна, Дж. Лондона, М. Гумилева, представителей "Молодой Польши".