«Лесная песня» Леси Украинки - это глубинный произведение о высоком призвании человека, о бессмертии светлых гуманистических идеалов.
Ряд этических проблем в «Лесной песне» связана с образом дяди Льва. Этот образ олицетворяет лучшие черты волынского крестьянина-труженика - честность, исконную народную мудрость, практический опыт, понимание природы и заботу о ее сохранности. Этот мудрый полесский дед с благородным сердцем стоит в стороне дрібничкових, мещанских ссор, собственнического корыстолюбия. Во взаимоотношениях дяди Льва с фантастическими обитателями леса, озера, поля раскрываются народные взгляды на природу - воду, болото, лес и т.д. Дядя Лев знает, «как с чем и круг чего обойтись», советует Лукашу быть осмотрительным круг воды, от избытка которой часто страдали крестьяне Волыни. Он поддерживает хорошие отношения с Лешим, потому что «всякие сокровища из леса идут». «Он умел держать с нами согласие», «он нам приятель», - так характеризуют Льва лесные силы. Лес - не только топливо и строительный материал, но и источник красоты, творчества. Действительно, мудрый старый человек бережет лес, бережет дуба-великана, отказывается продать его, не позволяет
немцам срубить его:
Уже немцы мерили его, вокруг
втроем постававши, обсягли руками -
и чуть что стекло. Давали
деньги - талеры битые, людям очень милые,
и дядя Лев заклявся на жизнь,
что дуба он вовек не даст рубить.
Тогда же и я на бороду заклявся,
что дядя Лев и вся его родня
век будут безопасны в этом лесу.
За уважение к природе, ее законам дяди Льва жалует Леший, любит Мавка. В хозяйстве Лукаша все было хорошо до тех пор, пока жил мудрый и добрый дядя.
Доброта дяди Льва, его человечность проявляются в отношении к Лукаша и Мавки. Он бескорыстно отдает часть своего грунта и леса племяннику, помогает ему поставить дом, ходатайствует перед матерью Лукаша за Мавку. Дядя Лев - создатель и носитель народной поэзии, человек, знает множество сказок, любит меткое слово, умеет им владеть. Всю свою мудрость полесский народный философ пытается передать Лукашу, который дальше понесет ее в жизнь, передаст ее следующим поколениям. В образе дяди Льва раскрываются сокровища народной души, здоровая мораль, которую пронесли трудящиеся через века. Он - живой пример гармонии в отношениях человека и природы, а также живая сокровищница народнопоэтических произведений. Ему близок пантеїстичний мировоззрение далеких предков, который багатоголосно відлунюється в славянской мифологии.
Этим образом Леся Украинка передала то, что она называла «религией моих отцов», а Михаил Коцюбинський - тени забытых предков - древний, еще дохристианский мировоззрение человека, который так близко срослась с природой.