Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ

Про Наталку Полтавку, и не только о ней (по произведению Ивана Котляревского «Наталка Полтавка»)

Если «Энеида» И. Котляревского была первым произведением новой украинской литературы вообще, то «Наталка Полтавка» вошла в литературу как первый драматическое произведение и была сразу же оценена театральными деятелями, в том числе известным российским актером М. С. Щепкиным и близким к театру великим украинским композитором М. Лысенко, написал к ней музыку. С 1819 года эта пьеса не сходит с театральной сцены и до сих пор пользуется успехом. Так в чем же секрет успеха?

Сюжет пьесы, созданный на жизненной ситуации, что отражает реальные взаимоотношения между крестьянами, довольно прост: господин возный, пользуясь своим положением, пытается заставить бедную крестьянскую девушку выйти за него замуж. Но Наташа любит Петра - сироту, да еще и бывшего наемника ее отца, что ушел бурлачить, - и находит в себе силы преодолеть все препятствия на пути к браку с ним.

Похожие сюжеты можно встретить во многих народных песнях и в драматургии, которая существовала до И. Коляревського, - в інтермедіях и вертепных драмах. Но по сравнению с ними в «Наталке Полтавке» сделан большой шаг вперед - и развитие действия, и речь, и полноценность изображаемых образов и идейное обобщения свидетельствуют о яркой мастерство Котляревского - драматурга.

Выдающийся украинский актер и драматург И. Карпенко-Карый называл пьесу «праматерью украинского народного театра» и отмечал большое эмоциональное воздействие ее на зрителей: «радость, и горе, и слезы Наташи были горем, слезами и радостью всей залы».

Последнее утверждение заслуживает особого внимания - сочувствия зрителей вызывает прежде всего образ Наталки Полтавки, именем которой не случайно назван всю пьесу.

Фигура главной героини - Наташи - трогает и привлекает своими добродетелями. Она изображена как идеал крестьянской девушки. Наталья вобрала в себя все лучшие черты женщины: скромность, честность, доброту, сердечность и душевную силу.

«Золото - не девка!... - рассказывает о ней выборный. - Кроме того, что красивая, умная, проворная идо всякого дела остроумна, какое у нее доброе сердце, как она уважает мать свою; уважает всех старших себя; которая трудолюбивая, рукодельница; себя и свою мать на свете держит».

Котляревский подчеркивает и другие очень важные черты характера Наташи: храбрость, енергійнісь и настойчивость в борьбе за свое счастье, ее осознание собственного достоинства.

Об этом свидетельствуют также слова ее песни:

Небогатая я и простая, но честного рода, Не стижуся прясть, шить и носить воду.

Еще в первом действии пьесы после разговора Наташи с возним заметно, что эта простая девушка на самом деле есть умнее хитрого «юристу». Разговор с матерью убеждает, что Наташа способна к глубокой критической оценки людей, а собственные поступки доказывают, что ее слова не какая-то отстраненная от жизни теория - Наталья и действует так, как мыслит: умеренно, но решительно. Хотя это совсем не мешает ей иметь чувство юмора - на протяжении пьесы она неоднократно говорит меткие и остроумные слова. В общем, речь Наташи красивая, богатая и певучая, наполненная мудрыми народными пословицами.

Только материни слезы заставляют ее согласиться выйти замуж за первого, кто посватається - но это не предательство собственных принципов, Наталка имеет вескую причину пойти на самопожертвование. «Хороший ребенок», - говорит о ней Терпилиха. Матери ставят Наташу в пример своим дочерям.

Трудолюбие девушки подчеркивается тем, что на протяжении всей пьесы мы не видим ее без дела: она то шьет, то идет по воду.

Она не ищет материального достатка, наоборот, по ее мнению, в состоятельного мужчину бедная женщина «будет хуже наймички, будет крепостной» - разве много девушек будто понимает эту простую истину? Надо быть незаурядной личностью, чтобы решаться выступать против распространенных ценностей и защищать свои.

Способность Наташи настаивать на своем наиболее отчетливо проявляется, когда возвращается ее возлюбленный Петр. Здесь уже она готова отбросить не только какие-то практические соображения, а даже все традиционные обычаи, и выступить против воли старших - ведь речь идет о ее любви.

«Когда Петр мой возвратился, то я не ваша, сударь», - заявляет Наталья при всех и твердо стоит на своем. Несгибаемая воля и сильный характер позволяют ей победить в борьбе за свое счастье.

Но черты ее характера - не просто черты некой отдельной личности или то просто идеальной женщины. Речь идет не только о ней. Несмотря на подчеркнутую индивидуализированность, живо и реалистично прорисован образ Наталки прежде всего является обобщенным образом лучших человеческих черт всего украинского народа. Котляревский создал его, чтобы воспеть высокие моральные и умственные качества низов тогдашнего общества. Этим выдающийся поэт и драматург выразил свою веру в народ и оптимизм относительно его будущего, а изображая победу Наташи, подчеркнул веру в победу общечеловеческих гуманистических принципов. Именно через этот образ Наташи не стареет, а продолжает очаровывать новые поколения читателей и зрителей.