Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНАС МИРНЫЙ
Размышления о подлинные человеческие добродетели (по роману Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»)

Социально-психологический роман Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?» ставит множество проблем. Или главным в романе является вопрос, вынесенный в заголовок? Не ответила на него революция 1917 года?

Писатели всего мира испокон веков поднимали вопрос о смысле человеческого существования, философские категории жизни и смерти. Или однозначный ответ дают на них сами авторы? Всегда они осуждают того, кто стал убийцей? Нет, читатель умом и сердцем должен потрудиться и найти свой ответ.

Попробуем решить одну из главных проблем, например: «Почему Цепкая стал убийцей?»

Начиная от жизненной истории Василия Гнидки, писатель хотел проследить, кто и как попадает на дно общества. Бедствовали миллионы, а преступниками становились лишь сотни. Не от трусости, не от слабости, не от больной психики стал убийцей и Цепкая. А от чего?

Вот Цепкая малый «...полез в печь, вытащил жару в покрышку и вынес в хлев» - чтобы наделать пожара. Подрос немного. Начал познавать природу. «Как схватит горобеня, как крутне головку... Не успел глазом моргнуть, как в одной руке остался тулубець, а во второй головка.» Ну, с хлівцем понятно, хлев виноват тем, что принадлежит богатому соседу, а горобеня же чем провинился? А какой-то воробей, «как жиды Христа мучили, кричал: жил-жил!»

Вот так наш герой с детства начал устанавливать социальную и историческую справедливость... А сам за свои поступки пытался избежать ответственности. Помните, для чего в образах «повидовбував глаза»?

Вырос Цепкая, водку пить научился. Похмелиться и все же возвращается домой: «...как бешеный бык налетает на дом... Брязь! - одно окно... Динь! - второе... Посыпалось третье... Хрясь! Ногой в дверь... Полетели и дверь в сени». А потом оскорбляет родную мать, которая виновата перед сыном-вором лишь в том, что его породила и делала для него, что могла.

Трудно читать дальше рассказ про первую Чіпчину «настоящую» дело, своего рода посвящение в воровской орден. У Чипки даже не возникает вопрос, сможет ли он «переступить через кровь»: первое убийство было случайным, планировалось только ограбление. Но камень, брошенный в воду, дает круги: одно преступление неизбежно влечет за собой второй. Возврата к нормальной жизни уже нет и не может быть. «Спит Цепкая. Совесть, задобрена водкой, его не мучила.» Не современная история перед нами, когда под влиянием традиционных лекарств от горя (водка и веселое общество, которое «все понимает») совершаются преступления, о которых, к сожалению, так часто можно прочесть в сегодняшних газетах и журналах? Потом у Чипки много будет всякого в жизни и в душе. Он будет выступать в роли защитника крестьян, его выберут, по-современному, в депутаты. Выберут, потому что не была доказана участие Корточках в преступлении. А нашелся бы среди читателей кто-то, кто оставил бы в избирательном бюллетене фамилию Вареника, и действовал где и когда закон, по которому Цепкая мог быть оправдан за совершенные преступления и просто за свое поведение?

Цепкая ненавидит богатых, сам становится богатым, потом убивает таких, каким недавно был сам. Бедных же не убивает не потому, что он их любит, а потому, что в них нечем поживиться. Он уже просто не может жить, не слыша запаха крови. Поражает то, что Цепкая после преступлений не раскаивается, и на каторгу идет «...вот как сыч хмурый. Только когда-не-когда из-под насупленных бровей посылает на людей грозный взгляд».

Прежде всего хочется отметить то, что Цепкая, пожалуй, обнадеживающе воспринял тот факт, что первые кражи и даже убийство не были разоблачены. У него появилась уверенность: меня не поймают, я не какой-то там неудачник. Это часто губит людей и в наше время.

Возвращаясь к истории земельного надела Корточках, к его юности, убеждаюсь, что никогда не было в Чипки безвыходного положения, что только нетерпение и злость на людей управляли им, толкали к падению.

Читая роман, представляю себе, как сложилась бы жизнь героя в свободном мире. Цепкая - крестьянин, хороший хозяин, хороший отец своим детям, внимательный и любящий муж. Свои трудолюбивые руки, острый ум, решительный нрав он применяет для того, чтобы организовать односельчан на построение богатого и справедливого жизнь. Думаю, что с его талантом и характером тот уголок земли, где он живет, стал бы процветающим. Его бы уважали крестьяне.

Считаю, что самая большая его ошибка в том, что он искал справедливости там, где ее нет; самая большая его потеря - не имел духовного меча и щита, чтобы бороться и побеждать.; самое крупное поражение - он судил людей, вместо того, чтобы судить себя.

Итак, духовный мир персонажа проявляется не только в психике, но и в отношениях с высшим Законом, то есть заповедями Божьими. Автор не моралізує, он развитием сюжета доказывает, что грех и счастье несовместимы.

Конфликт произведения - в человеческом сознании. Поэтому и есть этот роман психологическим, потому что не дает однозначных ответов на многие вопросы, а побуждает читателя к размышлению и собственных выводов.

А давайте проанализируем свою жизнь. Есть ли среди нас такие, кого бы не обижали близкие люди? Есть ли такие, кому уже нечего желать? Не впадаем мы иногда в такое отчаяние, что и жить не хочется? Всегда в своих неудачах мы виним только себя, а не ищем виновников? Не бываем столь беззащитны, как и Цепкая?

Нельзя не согласиться, что вряд ли из любой затруднительной ситуации единственным выходом может быть месть, а еще страшнее - убийство. Нельзя оправдывать преступление тяжелым детством, нелюбовью к себе людей. Следовательно, не всякими путями можно дойти праведного деяния. Надо думать и думать, как, борясь против зла, не совершить еще большего и непоправимого бедствия.

Современный мир - мир отчуждения и страха. Осмысливая произведение Панаса Мирного, исследуя душевный мир литературного героя, мы учимся признавать превосходство духовного над материальным, осознавать индивидуальную ответственность человека за все, что с ней происходит.

Жизнь - штука суровая и не предсказуема, и чтобы выдержать в его быстром потоке, нужно быть сильным. Говорят, что жизнь - это симфония, вальс или маленькая пьеса. И, к сожалению, дирижера часто выбираем не мы. Но каждый творит свою жизнь сам, выбирая свой темп, свой размер и свою мелодию.

Пусть советом нам остаются слова Панаса Мирного : «Когда можно, сделай так, судьба моя, чтобы все мучимые успокоились, их сердце испытало радости, оботри слезы гіркії, чтобы милая улыбка заиграла на веселом лице».