Александр Довженко остался в памяти близких ему людей человеком необычайной энергии, воли к жизни, твердого духа и острого чувства справедливости.
Когда я думаю о художниках эпохи Расстрелянного Возрождения, прежде всего меня восхищает художественный гений этих людей, способность создавать вечные шедевры литературы, кино, живописи, произведения общечеловеческого масштаба, глубокого значения. Но не менее достойным восхищения является твердость и несокрушимость этих, без преувеличения, великанов духа, их способность не ломаться и не предавать свой народ и - прежде всего! - свою совесть в самых тяжелых условиях.
Сам художник, вспоминая свою жизнь, писал, что жизненный путь никогда не был для него простым и не давался ему легко. Он вспоминает и как его мать, «создана для песен, проплакала всю жизнь».
Александр Довженко, пройдя тяжелые военные годы, годы исторических перемен 1910-х, органично и энергично влился в творческий процесс Украины, тесно общался с членами ВАПЛИТЕ, вообще с «харьковскими романтиками», исповедуя так называемую философию вітаїзму. Эту художественную и жизненную концепцию разделяли многие писатели того времени. Это и Николай Хвылевой, и Ю. Яновский, и Остап Вишня... Всех этих людей объединяла жажда к жизни, умение и желание бороться за лучшее будущее, воспринимать само существование на земле как чудо, не скоряючись перед трудностями. Всю силу своего духа они вложили в вечные произведения литературы, кинематографа, музыки, живописи...
Александр Довженко - не только писатель, он вошел в европейский культурный процесс как кинематографист. Много кинематографистов всех стран и времен признавались, что создавали свои ленты под воздействием искусства Довженко, его признал весь мир, но в СССР... Как говорят, нет пророка в своей стране... После триумфа «Земли», «Звенигоры», «Арсенала» А. Довженко оказался «под прицелом» официальной системы, которая заставила его переехать в Москву и создавать фильмы «по госзаказу» - так был заключен гения нашего народа. Оторванный от своей земли, ограниченный в свободном движении как фактически, так и духовно, художник только и мог, что записывать в дневники свои истинные мысли, все свои боли, тоску за Украиной, Киевом, чтобы его поняли хотя бы потомки, когда этого не могут сделать современные «высокопоставленные лица». Хотя официально Александр Довженко работал на «Мосфильме», имел различные государственные награды, он был таким же узником системы, которыми были арестованы писатели того времени, ограничен в главном - в праве жить на своей земле, в праве вести свободное художественное и духовное жизни. Наконец, О. Довженко уволили с «Мосфильма», уволили с должностей в комитетах, художник попал в настоящую опалу, но выстоял, вынес свое горячее сердце живым и открытым для творчества и работы.
В литературных произведениях писатель много внимания уделяет теме войны: «Украина в огне», «Повесть пламенных лет» и другие произведения изображают голую правду тех страшных времен. Непобедимый дух народа предстает перед читателем, мы видим настоящих героев, которые, однако, не увлекаются своей героїчністю, а имеют простое и красивое сердце, что не терпит несправедливости, угнетения и рабства. Мастерски изображает О. Довженко и ментальность украинского народа, не скрывая и отрицательных черт, что за любые времена имеют место, не умаляя достоинств нашего сильного и красивого сердца. Эти произведения имеют по-настоящему общечеловеческое значение, ибо проблема войны и мира, смерти и жизни касается всех народов всех времен; психология человека, попавшего в беду, терпение и борьба изображены О. Довженко с кинематографической точностью и глубоким знанием человеческой души.
В одном из дневниковых записей художник писал, что когда ему не придется больше вернуться в Украину и он умрет в Москве, он завещает перевезти его сердце в Киев и похоронить над Днепром... Потому что каждую минуту такого сложного и напряженного жизни Александр Довженко сердцем был со своей землей и со своим народом... Еще при жизни он отдал свое сердце Родине...