Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Какова специфика киноповести как жанра?



В украинской литературе создателем жанра киноповести был О. Довженко - выдающийся кинорежиссер и писатель. Две художественные стихии - литература и кино-соединились в его душе, родив своеобразную художественную форму, которая несла в себе черты киносценария и повести.

Признаками киносценария является фрагментарность, монтажная композиция, лаконизм диалогов, динамизм сюжета. Признаки повести - эпический принцип изображения жизни, метафоричность, авторские отступления, яркие пейзажные картины. На первый взгляд может показаться, что невозможно совместить несовместимое, например, фрагментарность с эпичностью. Однако именно в этом проявляется специфика киноповести. Постигая значительные пласты реальной действительности, автор использует монтажную композицию, которая напоминает отдельные кадры, соединены между собой в художественную целостность и творческим замыслом писателя, и развитием художественной идеи. При этом важную роль играет рассказчик, в уста которого автор вкладывает свое видение жизни, проблем, а также лирические, философские или публицистические отступления, что является тем мостиком, который объединяет отдельные эпизоды-кадры. Например, в киноповести «Зачарованная Десна» сюжет строится на ассоциативных связях между воспоминаниями о дитинство. их цепь такой: буйство огорода, «географические» границы которого достигают старого сарая и погребні с одкритою крышкой, на ней любил спать дед. Это первый кадр. Дальше идет воспоминание о деде, который завершается описанием его кашля-реву (второй кадр), от которого (неожиданно-мотивированный ход!) маленький Саша прячется сначала в табак, потом - в огурцы, а затем - в морковь (третий кадр). Эпопея с прабабушкой Марусиною - это четвертый кадр. Так этот монтаж замыкается пространственной точкой - огородом, а во времени-это рассказ-исповедь о детстве, построенная свободно, непринужденно, в частности потому, что повествование ведется от первого лица, в котором сливаются голоса автора и рассказчика. Например: «Как мы с отцом и дедом спасали людей, коров и лошадей, об этом можно написать целую книгу. Это был мой дошкольное героизм, за который меня теперь, наверное, послали бы к Артеку. Тогда артеків еще не знали. Давно это происходило». Образ автора позволяет также совместить разновременные события, достичь этим панорамности изображения. Особенно значительная роль автора в «Поэме о море», в которой синтезируются размышления писателя о красоте и труд, народ и личность, современность и прошлое.

Жанр киноповести близок к драме с ее динамическими и содержательными диалогами. О. Довженко не только мастер живописного кадра, но и отличный знаток психологии, языка своего народа. Из этого сплава рождаются интересные диалоги, которые ярко раскрывают определенные черты характера героев: «мы Собирались на сенокос всегда долго. Уже было солнце зайдет, а мы еще собираемся. Что хлопот, а лайки, мать ругает кого-то, потом, увидев меня, как запричитает:

- Уже на телеге, ой!.. Малого хоть бы не брали! Комары съедят!

- Не съедят, целый будет,- сердится отец.

- Да утопиться в Десне, вот чтобы я пропала, утопится!

- Не топиться, мама!

- Невежда! Упадешь там с обрыва в пропасть, ой горе мне!

- Ну, мам, чего бы я падал с кручи... хватит...- я чуть не плачу.

- Так косой заріжешся. Говори, будешь прыгать между косами?..»

В этом многоголосии - вечная тревога матери за ребенка, попытки отца приучить сына к самостоятельности и Сашину предчувствие праздничности сенокоса, восторга от лучшей музыки раннего детства - клепки косы. І_ как заключительный аккорд эпизода - лирический авторский отступление в народнопісенному ключе: «Я не оглядываюсь. Колет дома мать-кукушка кукует мне разлуку. Долго-долго, не один десяток лет будет провожать меня мать, глядя сквозь слезы на дорогу, долго будет крестить мне следует и будет стоять с молитвами на зорях вечерних и утренних, чтобы не взяла меня ни пуля, ни сабля, ни клевета лихой».

В «Повести пламенных лет» диалоги еще динамичнее:

«- Здравствуйте!

- Прощайте!

- Не забывайте!

- Спасите!

- Визволяйте!

- Найдите!

- Верните!

- Помстіться!

- Ждите!»

Здесь кинематографическая скорость реплик выражает широкий спектр человеческих чувств, вызванных войной.

Для яркости изображения В. Довженко использует разнообразные зрительные образы - в пейзажах, портретах, авторских характеристиках персонажей. Это существенный признак жанра киноповести. И, бесспорно, анализ этой формы был бы неполным без довженковского лиризма, романтично-возвышенного описания людей, событий, природы, без авторской взволнованности и восхищение родной землей и родным народом. В одном из писем писатель так определил особенность своего дарования: «Работаю я в искусстве кино вот уже двадцать четыре года как режиссер и сценарист. В этом мои достоинства и недостатки, но это составило мою природу».