Конструктивизм (лат. constructio - построение) - одно из направлений авангардизма, который возник в начале XX ст., выявил тенденции рационализации искусства по критериям целесообразности, эконом-ности, лаконичности формообразующих средств, приводя к опрощення и схематизации эстетических факторов под углом зрения утилитарных (производственных) интересов. Такая установка была присуща литературе "новой деловитости" (Германия). Развивалась она и в среде ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) в России, где выдвигались требования "организации вещей смыслом", то есть соблюдение смысловой нагрузки на единицу литературного материала, локального принципа и прозаїзації поэзии (К.Зелінський, І.Сельвінський и др.). К. в украинской поэзии можно считать условным, несмотря на домогательства его основного инициатора В. Полищука. Ведь ни в его эфемерном теоретизировании о "динамизм-спіралізм" как аналог К., ни в платформе противостояние литературной традиции (окрещенному "селозованою") и тогдашнем футуризма, ни в группировке "Авангард", не найти достоверные признаки К. Здесь только маніфестувався связь искусства с "индустриальной эпохой". Так же поэзия В.полищука изменяла иррациональную, эмоциональную натуру ее автора, склонного к романтизування научно-технического развития общества ("Динамо", "Эйфелева башня" и др.), до страстного осмысления сцієнтичних мотивов ("Медуза Актиния", "Аскания Нова", "Органы филармонии" и др.), не говоря уже о его пейзажную лирику, хоть в сборнике "Радио во ржи" (1923). К. приобретал специфического, отличного от своего образца, вида как в творчестве В.полищука, так и его немногочисленных сторонников (Л.Чернов-Малошийченко, О. Левада, Раиса Троянкер, В.Ярина, В.Єрмілов). 3 поводу этого характерно признание М.Йогансена, который считал себя причастным к К.: "Составил манифеста для сборника "Октябрь" ("Универсал") в конструктивистском духе [...]- В "Путях искусства" писал конструктивистские статьи, будучи совершенно незнакомым с тогдашним коструктивізмом и вкладывая в него свой смысл". Действительно, в творчестве этого поэта почти отсутствуют признаки литературы "новой деловитости", зато его лирика проникнута ярким неоромантичним пафосом, тяготением к евфонічного формообразования, за что современники называли его "ювелиром формы".
|
|