Краткое изложение произведения
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-30-х ГОДОВ XX СТ. ПРОЗА ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Всадники. Роман в новеллах Новелла «Двойной круг»
В кровавом бою под Компаніївкою в августе 1919 года сошлись братья Половцы. Отрядом добровольческой армии генерала Деникина командовал Андрей Половец. Кучу конного казачества главного атамана Петлюры вел Оверко Половец. Налетели воины Оверка, как черный вихрь. Слышались невероятные лязг сабель, топот лошадей, крики, стоны, треск костей лилась кровь. Пощады не было никому. Раненый Андрей оказался в плену у брата. Оверко спросил у него, что ему вспоминается. Тот ответил батьковими словами: *Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие». Оверко с гордостью сказал: «Род - это основа, а прежде всего - государство, а когда ты на государство весишь, тогда пусть род плачет, тогда брат брата зарубит». 1 убил брата, не слушая ни его мольбы, ни проклятий.
А где-то далеко в степи, у моря, стоит старый Половец и згаду. сыновей. Не знает, что один уже убит, а в смертельном поединке сошлись Оверко и махновец Панас с младшим братом Сашей - побеждает Панас. Он останавливает четырнадцатилетнего Сашу, который хотел добить раненого Оверка. Оверко напоминает братьям слова отца о роде и о согласии, но Афанасий рассуждает по-другому: «Род в государство врастает, в закон и ограничения, а мы анархию несем на плечах, зачем нам род, когда не надо государства, не надо семьи, а свободное сожительство!» Оверко проклял Панаса, но тот не внял. Только яму братьям выкопай. Дождь плакал над всем тем, потому что не было у людей ни слез, ни милосердия. Но вот откуда-то взялся отряд интернационального полка во главе с червоногвардійцем Иваном. Он ждал в лесу, чем закончится битва братьев. И уже перед Иваном стоят пленные Афанасий и Саша, и говорит он им, что «везде по степям судятся сейчас две правды: правда богатых и правда бедных». Он славит Советскую власть и Красную Армию, считая, что правда на его стороне. Панас не ждал себе милости. Вспомнил детские годы на шаланді, ночные улови, запах маминой одежде, необъятный морской простор. Вспомнил и отцу слива согласие, и напрасно. «Вот видишь сам, что род распадается, а класс стоит, и весь мир за нас, и Карл Маркс», - подытожил Иван. Афанасий выхватил браунинг и выстрелил в себя. Комиссар отряда Герт сказал, что братья, хоть и одного рода, и не одного класса.
Новелла «Детство»
Данила (Данила Чабана, будущего комиссара, а затем писателя) воспитывал степь, красоту которого он понимал своим маленьким сердцем. «Кому-то, не степникові, не понятно, как живут люди на голой, пустой равнине, а малый Данилко выходил украдкой из дома, покинув сестру, круг которой был за няньку, степь простиралась перед ним, как волшебная долина, на которой пахнет трава, благоухают цветы, даже солнце пахнет, как желтый воск».
Мальчик знал все съедобное зелье, которое можно найти в степи, и то ядовитое, которое нельзя было есть.
Его прадед знал все степные тайны, он казался «хозяином степных обычаев»: знал множество примет о ветре и солнце, травы и цветы, чтил старинные народные обычаи.
Когда свистел байбак - начиналась весна. На Сорок Святых мать пекла жаворонков, и дети бегали с ними по селу, призывая весну.
Однажды Данилко пошел с прадедом в степь, далеко, вплоть до моря. Шли, любуясь цветами и травами, слушая песню жаворонка. Вдруг прадед Даниил упал и больше не поднялся, передав эстафету жизнь маленькому правнуку.
Новелла «Шаланда в море»
«Трамонтан (ветер) дул с берега, был месяц январь или февраль, пашет замерзло на сотню метров, на море расходились волны, на горизонте они были хороши с белыми гривами, подходили к берегу напротив ветра, ветер сбивал с них белые шапки...» Надвигался шторм. А на берегу стояла старая Половчиха, «одежда на ней віялась, словно на каменной, она была высокая и суровая, как в песне». Она отправила в море своего мужа Мусия и теперь выглядела его, а сердце ее колотилось так, что готово было выскочить из груди. Море зажерливо ревело, схватив ее мужа, и она мысленно умоляла: «Ой подуй, ветер - трамонтане, оджени в море непогоды и оджени и туманы, а я буду здесь одинока до края, хоть бы из меня дерево стало, то я бы всеми ветвями над морем махала и листьями бы шумела».
Казалось, целые века прошли, пока появлялась шаланда в море. Порой она надолго пряталась за водяными холмами, потом появлялась и снова ныряла, как в бездну. В шаланді был Мусий Половец с каким-то мужчиной. Они изо всех сил добивались до берега. Собралась вся артель, из поселка прибежали дети. Волновались, переживали, и ничем не могли помочь в такую непогоду. Наконец шаланда приблизилась. Половчиха увидела, как сломалось весло и как лодку опрокинуло волной. На поверхности моря появилась лишь одна голова. Шаланда болталась вверх килем, а кто-то плыл наввимашки к берегу ледяным морем. На помощь ему бросились рыбаки. И вот на берег наконец выбрались уставшие люди, а среди них - чужой человек, что был на шаланді вместе с Мусієм. Половчиха узнала Чубенко. «Товарищи, - сказал Чубенко через силу, - я плачу за героем революции, что освободил меня из французской плавучей тюрьмы». И все ушли от моря. Только старая Половчиха осталась стоять на берегу. Душа ее окаменела. Там погиб ее муж. Мысли женщины окунулись в те далекие счастливые годы, когда они поженились, когда родились их сыновья. Сыны. Каждый из них был ей родным и упоминался чем-то своим. Только давно ничего о них не слышала. Один «Иван работает на заводе и делает революцию...» А другие? Что произошло с ними, живы ли?
Одиноко стоит женщина наедине со своими думами, своим горем. Ты вот ей кажется, что шаланда будто приблизилась к берегу. Старая рибачки сообразила, что надо бы подождать, может, шаланду прибьет к берегу и можно будет ее вытащить. Без лодки рыбы не наловишь. Половчиха спустилась к морю, по колено зашла в воду и тогда увидела за шаландою какое-то черное тряпье. «Ну что же, - подумала она, - будет хоть над чем потужиться». Не каждой жене рыбака выпадало такое. Гибли мужчины в море безвозвратно. И вдруг услышала голос, усталый голос своего мужа... Мусий рассказал ей, как хотел спасти артельное добро - шаланду, поэтому и спрятался под килем, чтобы Чубенко плыл до берега сам. А то все нырял и кричал, а потом и действительно поплыл к берегу. Они вдвоем с женой доставай под ледяным ветром шаланду, как делали это всю жизнь. Берег был пуст. «И супруги Половцев ушло до дома. Они шли, преніжно обнявшись, им в глаза дул трамонтан, позади колотилось море, они шли уверенно и дружно, как ходили всю жизнь». Пусть там кто говорят про «две правды», у них она одна на двоих, потому что они - семья.
Комментарий
Роман Ю. Яновского «Всадники» состоит из новелл - вполне законченных произведений, которые объединяют герои, а некоторые еще и темы. Исторически правдиво автор изображает всю жестокость, відворотність войны вообще и гражданского в частности. Общечеловеческие ценности противопоставляются в романе классовым, через которые распадаются роды, брат идет на брата, и это является огромной трагедией украинского народа. Идеи нетленной ценности национальных основ бытия, преемственности поколений, духовной памяти, супружеской верности нашли свое яркое воплощение в новеллах «Детство» и «Шаланда в море».
ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
(1902-1954)
Ю. Яновский родился в с. Майєрове теперь Компанеевского района Кировоградской области в крестьянской семье. Через Шесть лет семья переехала в Елисаветград.
В 1919 году Юрий блестяще окончил Елисаветградское реальные училище, работал в исполкоме, в статистическом бюро и одновременно учился в механическом техникуме.
В течение 1922-1924 годов юноша учился на электротехническом факультете Киевского политехнического института, но через трудное материальное положение не закончил его. Начал писать стихи и новеллы, выдал прозаический сборник «Мамонтовые бивни», работал в редакции зеты. В 1926-1927 годах Ю. Яновский был главным редактором Одесской кинофабрики, напечатал сборник новелл «Кровь земли», сборник стихов «Прекрасная УТ» (трудовая Украина), первый роман «Мастер корабля». Когда в 1930 году появился роман «Четыре сабли», критика обвинила его в «националистической романтике».
Впоследствии вышли драмы «Думы о Британке», «Потомки», сборник новелл «Короткие истории».
За годы войны, находясь в эвакуации по состоянию здоровья, Яновский написал драму «Сын династии», издал сборник рассказов «Земля отцов».
В 1947 году писатель опубликовал роман «Живая вода», и крыть-а обвинила его теперь уже в «искажении советской действительности», ом пришлось публично «покаяться» и перерабатывать произведение. За цикл Киевские рассказы» в 1949 году Яновский получил Сталинскую премию. Он плодотворно работал и как сценарист. Знаменательным событием украинском литературном жизни стал выход его драмы «Дочь прокурора». До конца жизни Ю. Яновский занимался литературным творчеством и общественной работой.
|
|