10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Крах жизненной концепции Дашковича из романа И. Нечуя-Левицкого «Облака»
Еще в студенческие годы Дашкович положительно выделяется на фоне своих товарищей по учебе. Его портрет выражает особую симпатию писателя к своему герою: «Дашкович был чистый черкащанин: высокий, ровный, с могучими плечами, с казацкими грудью, с роскошными темными волосами на голове.
В его было лицо полное, с высоким и широким одслоненим лбом. Брови лежали низко и ровно над карими ясными, большими глазами. Немалые румяные губы были Сложены плотно и даже немного сердито, его взгляд, виявляючий ум и понятливость, был тверд, спокоен».
Как видим, портрет выполнен в традиционном разговорно-фольклорном ключе. Подавая портрет Дашковича на фоне замечательного украинского пейзажа, характеристики украинского народа и его былой славы, автор указывает на генетическую связь Дашковича с Украиной.
Благодаря способностям и склонностям к наукам Дашкович прилежно учится и после окончания академии занимает должность профессора. Лекции его интересные и содержательные, они волнуют студенческую аудиторию.
С молодых лет Дашкович увлекается творчеством народа, его языком, стремится глубже узнать жизнь села. Угнетает профессора тяжелой жизни родного края, жизни угнетенного, нищего люда.
Однако, дальше размышлений над несправедливой судьбой и тех ярких впечатлений, привезенных из поездки в родное село, дело не пошло. Все его благородные намерения без определенной цели быстро угасают. Дашкович в своих устремлениях оказывает практическую беспомощность и оторванность от народа. В конце произведения он сам понимает бесполезность прожитых лет: «Я заблудивсь в дороге и своих детей завел в какие-то дебри и гуще, отбил их от своего народа, не передал им даже родного языка... симпатий к родному краю, к народу».
Для автора образ Дашковича - воплощение несбывшихся возможностей. Он мог стать «новым человеком», но не стал. Под давлением жизненных обстоятельств «Дашкович на старость стал совсем не такой, как был когда передніше. Уже Сегединци не являлись ему во всей красоте природы и национальности. Он совсем запутался то в науке, то в славянском вопросе. Он все сидел и читал, даже писал писания в великорусские журналы за эти дела. Но на пышные Сегединци не упала и капля из той труда ученого человека. Он зачем-то разносил по чужих огородах, по чужих нивах розсівав то семья науки, которое он был должен сеять на своей убогой ниве, только что вспаханной и не политой...»
С целью более подчеркнуть оторванность Дашковича от своего народа, от своих корней автор подчеркивает, что даже его старый отец умер в одиночестве, без сына заботы и опеки. Профессор застал на своем родном дворе лишь пустоту и развалины.
Дашкович - это своего рода «лишний человек» не так из-за неумения реализовать свою натуру, чуждости собственных принципов устоявшейся морали, как через духовную инфантильность. Подтверждением этого может служить хотя бы его минимальный влияние на формирование взглядов дочери Ольги, которая после обучения в пансионе благородных девиц, который «...высушил с нее, как будто тропическая жара, все украинское, национальное и сделал ее человеком без национальности и беспринципной вообще», отказалась даже от любви, завидев в Радюкові носителя украинской идеи. Под влиянием авторитета жены немецкого генерала Турмана, урожденной маркизы де Пурверсе, которая, хотя и получила должность начальницы Института благородных девиц в Киеве и занялась делом воспитания молодой украинской аристократии, ненавидела и презирала все украинское, Ольга боялась серьезной книги и уважительной беседы, как злого духа, а национальности и народности совсем не понимала.
Родители продолжают свою жизнь в потомках, а Дашкович воспитал своих детей как ожесточенных противников его убеждений и идей. Преобразования своих юношеских идеалов на пустоту в душе и в жизни осознает и сам Дашкович: «Мутное море заливает Украину, и она заваливается в его... А я и сам не заметил, как тонул в этом море, и... утопил свою Ольгу и всех своих детей завел в какие-то дебри и пущи...».
|
|