Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Образ «новой» женщины в повести А. Кобылянской «Царевна»

В применении контраста В. Кобылянская не идет путем наименьшего сопротивления, а старается одинаково четко осветить обе стороны. Вследствие этого люди, что окружают Наташу, не сливаются в серую однообразную массу. Образ каждого из семьи Ивановичей, Лордена и других имеет свое значение прежде всего для решения одной из важных проблем произведения - показать ту среду, из которого хочет вырваться главная героиня. Наиболее полно оно олицетворяется в образе Пав-линки, которая допекает племянницу на каждом шагу, потому что она - «лишний рот в семье». От Павлинчиного практицизма недалеко до настоящего хищничества. Чего стоят ее рассуждения о целесообразности выйти замуж за старого деспота Лордена «Он имеет хорошую плату, Наташенька, а ребенок, маленький, слабый хробачок, имеет особое имение по матери. Когда бы умерло - слышу, что очень скудное, - то имение пришелся бы на отца, у матери, кроме старых родственников, не было никаких ни братьев, ни сестер. Ну, а он, конечно, не взял бы имения до гроба.

Обывательскому миру по-настоящему противостоит активная, волевая и духовная богатая Наталья Верковичівна. Героиня произведения, который в определенной степени является автобиографическим, становится на путь борьбы с окружением, обыденным и самое главное, - с самим собой. Она выходит победительницей том, что она настоящая «царевна» своей судьбы, своей жизни. О. Кобылянская, и ее «Царевна» обе являются, во-первых, ніцшеанками, во-вторых, феминистками, в-третьих, патриоткам.

Чтобы достичь абсолютной свободы и стать «сверхчеловеком», для которой «бог умер», героиня идет на разрыв с окружением, потому что верит в свое высокое предназначение, считает, что она «другая», не такая, как «товпа». Она стремится освободиться от стереотипов, душа ее желает других отношений с людьми, в частности, с мужчинами, и поэтому идеи равноправия между полами находят в ее душе искренний отзыв, это было то, к чему она сама уже подсознательно приблизилась.

Образ Натальи в повести «Царевна» - это «новейший тип мыслящей женщины», по определению самого А. Кобылянской. В этом образе писательница воплотила свою программу женского движения, его ведущую идею - достичь самостоятельности, общественной независимости путем труда и образования. В этом образе писательница выделяет две основные черты - чувство долга перед народом и страстное стремление к свету, добру, свободе, романтическое стремление к идеалам будущего.

Таким образом, героиня приходит к осознанию своего места в мире, она желает активной жизни, борьбы. И тогда жизнь приготовила для нее испытание. Молодой человек, который был не только любимым, но и единомышленником, перестает «быть героем», становится на скользкий путь промотирования честных денег, превращается в «обыденного человека».

Наталка действует как настоящая феминистка - она не может быть рядом с мужчиной, что потерял ее уважение. Напротив, то, что он - молодой, красивый, сильный и любимый, не помогает. Он «не герой», даже «не уровня» ей, он теперь гораздо ниже, слабее, чем она.

Правда, сильной ее считают лишь в желании вырваться из зависимости от родственников, стать самостоятельным человеком.

Итак, Наташа хочет вырваться из мещанской зависимости. Характер героини, ее внутренний мир формируется постепенно, в сложных обстоятельствах жизни. Воспитывалась она в типичном, эгоистическом среде, которое стремилось нивелировать ее как личность. Всесторонне раскрывая эволюцию этого характера, писательница переносит основное внимание на ту обстановку, которая порождает в девушке глубокое недовольство существующим жизнью, а потом приводит ее к протесту. От Ивановичей, в которых вынуждена жить, она, сирота, «навязанный чужениця» и которая терпит унижения, упреки и насмешки, девушка хочет вырваться. «Правда? Справедливость? их нет! Нет для того, кто приневолений принимать их со второй руки...» - так характеризует свое положение девушка.

Наталья стремится найти ответ на вопросы, интересующие ее. Первое ее желание - иметь возможность читать: «...она... не просила больше, как только того, чтобы в свободных волнах и по домашней труда могла читать».

В душе Наташи полно мечтаний, образов и красок, она слышит «...в себе проблеск некоей силы, таланта, тянется к многоцветного жизни. Но где, как применить свои силы, Наталья не знает, ей ни с кем посоветоваться, потому что ее окружают двуногие гиены». Такое одиночество порождает глубокую печаль и отчаяние у героини. «Мир широк! Который ты для меня, молодой, недоступен, которым обведенный стеной!». В подобные минуты она говорит, что уже «лучше смерть, чем такая жизнь, «опутане немощью и грязью». И печаль и отчаяние проходят, снова начинаются размышления, искания ответов, выхода. Наташа страстно любит жизнь, верит в людей, в добро, прогресс. Поэтому она не дает затоптать себя «грубой, тупой, бездушной силе» и не впадает в тьму, потому что познала «свет правды».