Тема Родины, тема родного края, его трудолюбивых людей, их духовности была для творчества В. Сосюры центральной. Она воплощена в стихах о родной Донбасс, где промелькнула юность поэта. Донецкий край Сосюра славил во многих произведениях. Стихотворение «Как передать, Донбасс, твою красоту и силу...» воспевает современные поэту типичные картины угольного края. В стихотворении представлены яркие слуховые и зрительные образы: «комбайнов гордый гул», «клич гудков», «клекот орлій домн», «стали ропот вечный», «рельсов блискіть под поездов весом». Радует сердце автора и природа Донбасса. Пейзажи - эскизные: несколькими набросками Сосюра создает эмоциональную картину: «Донца зеленые волны», «шепот яворов», «неба высота облаков в ажурной тени», «на горизонте рощи». Запоминается и персонифицированный образ свободной, творческой работе. «Нам свободный труд дает все, что сердце хочет». Душа поэта полна радостью за своих земляков. Стихотворение звучит то торжественно преподнесено, когда речь идет о современном «звездный Донбасс», то уныло во время упоминаний о горькое прошлое. Поэт слагает хвалу жизни, которое дает ему право сказать сердечное слово о «величие и красоту донецкой земле».
Не менее трогательный и стихотворение «Белые акации будут цвести», который обозначен чрезвычайно высоким поэтическим мастерством. Начинается поэзия волшебным рисунком природы:
Белые акации будут цвести
в лунные ночи страстные,
луч морями зальет золотой
реку, и ивы, и кручи...
Эмоционально наснажений эпитет «страстные», інверсована метафора «луч морями зальет золотой» сразу создают настроение торжества и подъема. Зрительные впечатления в поэзии усиливаются слуховыми. А как передать прекрасные чувства влюбленности человека, все вокруг видит и слышит в каком-то сказочном окраске и озвучке? Поэт довольно лаконично, но точно воспроизводит состояние героя: весенние ночи для него - страстные, соловьи не поют, а сладко плачут, глаза милой - полные тумана любви. Красота любимой ассоциируется с самым дорогим - Родиной: «У тебя и губы и брови твои, как у моей Страны». И, конечно, нельзя не поверить в искренность чувств человека, в сердце которого слились навеки воедино образ любимой и образ Отечества.
Родной Украине поэт посвящает свою песню любви:
Я люблю вечный гул в городе,
что в сердце рождает пение,
наши села широкие, красочные,
в венках ароматных садов.
Но ему болит и то, что его родная Украина еще недалеко отошла от «хилого «налево» и «направо» («Украина моя»). Сосюра с воодушевлением пишет о мыслителях народа, которые своей деятельностью, часто жертвенностью будили «сонных» краян, будили их национальное сознание, заявляли перед миром об обделенном судьбой родную землю («И. П. Котляревскому», «На могиле Шевченко»).
Как гимн родному краю, который, преодолевая невероятные трудности, отстаивает свою свободу и национальное достоинство, воспринимается стихотворение В. Сосюры «Любите Украину». Он написан в год полного освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков (1944). Поэт воссоздает образ «вишневой», изображает красоту ее природы, победоносную историю, ее свободолюбивый народ с богатой культурой и соловьином языке. Анафора «любите Украину» - это искренний и непосредственный призыв ко всем соотечественникам, потому что «для нас она в мире единственная, одна».
Любите Украину во сне и наяву,
вишневую свою Украину,
красоту ее, вечно живую и новую,
и язык ее соловьиный.
В поэзии любовно выписанный образ «вишневой» Украины. Компонентами этого яркого образа есть все то, что окружает нас с детства до смерти, что живет в нас, дает нам вдохновение, предоставляет самобытной национальной ментальности. Украина - «в звездах, и в ивах она, и в каждом сердца ударе». Украина - в ее вечно живой и новой красоте, в «соловьином языке», «в песне в каждой, в думе», «в детской улыбке, в девичьих глазах».
Отсюда и главная идея поэзии - любите, оберегайте, возвеличуйте Родину.
В. М. Сосюра, по словам М. Рыльского, «по глубине чувств - первый поэт на Украине». И волшебные, неувядающие строки его стихов, посвященных Украине, ее народу, всегда будут иметь своего восторженного читателя.