Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Мастерство сатирического и юмористического изображения в повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»

Повесть И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья», которая уже на протяжении более ста лет со времени написания остается интересной и привлекательной для читателя, обязан этим в первую очередь мягком гуморові и ущипливій авторской иронии, иногда - сатире. Эти особенности стиля произведения - прежде всего отчетливо ментальные - основываются на глубоком знании украинской смеховой культуры, ее лучших жемчужин.
Уже первая длительная беседа Лаврина с Карпом демонстрирует богатое, разнообразное использование народных сравнений, метафор, пословиц, поговорок. Именно такими являются слегка «приперченные» болтовню парней про девушек, из которых в той «одна бровь стоит вола, второй брови и цены нет», другая «своим курносым носом слышит, как в небе блины пекут», другая «как выглянет в окно, то на окно три дня собаки лают».
Вполне в народном духе описаны всевозможные приключения и видива подвыпившего Кайдаша. Собственно, в самих его пьяных «одіссеях» смешного мало, но ироничное отношение к забавного поведения пьяницы всегда было одной из легких форм человеческого осуждения, на который нельзя было не считаться. Вызванные алкогольной горячкой традиционные «чертики», которые выныривает отовсюду и висолоплюють Кайдашеві языки, здоровенная вогнерота коза, танцует посреди комнаты с кочергой, призрачный херсонский чумак, что повадился в Кайдашевой воображения «говорить о жизни», за что старый Емеля все чаще разговаривал сам с собой, - все это, мастерски изображенное писателем, одновременно и вызывает улыбку (потому что слишком уж «домашняя» вся эта нечисть), и полностью отбивает желание пережить нечто подобное Кайдашевих видений.
Но, пожалуй, наиболее яркие юмористические и сатирические картины посвящены в повести развитию «боевых действий» между семьями Кайдашенков. При этом основным приемом художественного изображения является наблюдение за тем, как возникает «много шума из ничего». Причем начинается все очень издалека, еще тогда, как суровый Карп, ухаживая Мотри, говорит ей: «Ну-ка, Мотре, заплачь! Я еще сроду не видел, как девушки по глиняниками плачут». Это только интродукция к предстоящим баталиям за мотовило, за курицу, за кабанчика, за грушу. Смех и слезы! Автор намеренно выбирает какую-то мелочь, чтобы подчеркнуть: рвение и усилия, неутолимая ярость и силы, потраченные на отвоевывание каждого кусочка жизненного пространства, - стоят ли они предмету спора? Здесь же речь идет не только о владении той или иной вещью, а больше о том, «чье будет сверху». И поэтому, когда по дому летают горшки, одной стороной трощені, а другой спасены «от внезапной смерти», когда ночная «разбойница» Мотря болтается на лестнице до чердака, с отвоеванной курицей в руке и полной пазухой отобранных яиц, а Лаврентий пытается стряхнуть ее со всем этим добром вниз, то все это вызывает вполне естественный смех читателя. Сама по себе история семейной потасовки также достаточно невеселой. Но автор средствами смеха каждый раз возвращает ситуацию таким боком, что нелепость, комичность происходящего, становятся особенно рельефными. Для усиления эффекта писатель даже удается до возвышенного, торжественного песенно-народного стиля: «Не черная туча из синего моря наступала, то выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к забору. Не сизая туча над дубравой вставала, то приближалась к забору старая видроока Кайдашиха, а за ней выбежала из дома Мелашка с Лаврином, а за ними выбежали все дети...» А дальше, намеренным контрастом к этому ложного пафоса, - такие отборные, вкусные, «талантливые» и обширные взаимные лайки «воюющих сторон», что невольно вспомнишь Довженко героиню, которой «можно было по три дня не давать есть, но без проклятий она не могла», потому что это была страстная «творчество ее горячей, темной, престарілої души». Так и в «кайдашевій сім'ї». Постоянная война, постоянное стремление найти виноватого во всех бедах нелегкой крестьянской жизни постепенно превращаются в самоцель, наиболее захватывающий смысл существования.
Писатель настолько убедительно изобразил стойкость противостояния своих неугомонных персонажей, что, кажется, сам оказался под магическим влиянием этого обстоятельства. Такое впечатление оставляет финал. Всохнула «груша раздора», иначе борьба за нее, за продажу плодов на ярмарке и прочее продолжили бы повесть еще не одной страницей, сделав из него произведение без конца - жизнеописание воинственной династии Кайдашенков.
Мастерство сатирического и юмористического изображения жизни, а именно его забавных, а то и непривлекательных сторон, позволяют абсолютно уверенно сказать, что одним из важнейших персонажей повести «Кайдашева семья» и одним из самых действенных ее художественных эффектов смех, спасительный, оздоравливающий, который позволяет читателю, наблюдая за напастями героев произведения, сравнивать свои поступки и недостатки их. И сделать полезные выводы.