Сюжет известного романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» может пересказать
едва ли не каждый школьник: разоренный дворянин вдруг получает наследство своего дяди,
поселяется в его доме, в селе, где знакомится с соседями, из которых ему
сподоблися лишь трое - Ленский, Зарецкий и Татьяна Ларина. А понравились именно
тем, что не были похожи на других. После глупой шутки Онегина Зарецкий становится его
секундантом на дуэли, которая закончилась смертью Ленского. Онегин путешествует, а
впоследствии встречает Татьяну, которой пренебрег в селе. Он влюбляется в нее, но она
его отвергла. Не слишком сложный сюжет, не так ли?
Однако есть в романе лирические отступления, которые делают это произведение шедевром,
«энциклопедией русской жизни».
В романе имена крупных и популярных деятелей сменяются размышлениями вроде
«можно быть уважаемым человеком и думать о красе ногтей» и легкомысленным отступлением
о ножки («Ах! Долго я забыть не мог две ножки...»).
И тут же - о свободной стихии моря («Я пам’помню море пред грозою...»), о Адриатическое море,
о котором так мечтал писатель. Далее говорится о внутреннюю «сельскую свободу» и о
поэзию как особый вид вольности.
Вторую главу присячено описательные молодых героев романа, и тут же -
бентежливий отступление о наполеонізм, о егоїстичние стремление использовать
других людей как орудие в своей жизни («Мы все зоримо в Наполеоны...»). Так что
лірчні отступления связаны не только между собой, но и с сюжетной
рассказом.
Отступление в четвертой главе знакомит читателей с ироническим рассуждением поэта
о любви («Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Кого же
любить?..») и дружбе («Врагов имеет в мире всякий, и от друзей спаси нас
Боже!..»). И мы готовимся ка все новых и новых глав
отступлений.
Таким образом, не поступки и не переживания героев, а общение с самим
автором начинает интересовать читателей. Знаменитый отступление о зиме - мгновенный очерк
мгновения жизни: крестьянин на уставшей коняці «на санях обновляет путь», ямщик «в
тулупе, в красном поясе», на бешеной тройке, мальчик-«конек», который посадил в
санки собаку Жучку, - то есть реальная жизнь. Она становится поэзией, а для нас -
рассказом о том, чего современные люди, может, уже и не увидят никогда. Зато такие
близкие нам строки отступления в седьмой главе: