Сочинение
Владимир Винниченко
СОЦИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РАННЕЙ ПРОЗЕ В. ВИННИЧЕНКО
В Украине 20-х годов Владимир Кириллович Винниченко (1880-1951) был самым популярным из всех писателей, как классиков, так и современных, найчитабельнішим. Еще в 1909 г. М. Коцюбинский писал: «Кого у нас читают? Винниченко. О ком везде идут разговоры, как только дело касается литературы? Винниченко Кого покупают? Вновь Винниченко». Он уже на i курсе юридического факультета Киевского университета был арестован как член местной организации Революционной Украинской Партии. Распространял запрещенную литературу, дезертировал из армии, полтора года сидел в камере-одиночке, принимал участие в первой революции 1905 г. Потом - эмиграция, проживание в Австрии, Франции, Швейцарии, Италии. Нелегально возвращается для политической работы в Украине, скрывается от полиции как на родине, так и в Москве.
А уже 10 февраля 1918 г. в дневнике Винниченко сделал такую запись «И вот какое должно быть положение. Человек, который никогда не стояла за интересы богатых, которая всю жизнь положила на идею революции и социализма, но не верит, что большевистским путем можно помочь тем идеям реализоваться. Что ей делать?». Писатель отказался войти в правительство Советской Украины и в последний раз оставил ее в сентябре 1920 г. А в 1921 г. на V Всеукраинском съезде Советов в Харькове его будут называть ярым националистом и врагом советской власти.
Такая судьба В. Винниченко, который родился в крестьянской семье на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Учился в сельской народной школе, затем в гимназии. В конце концов сдал экзамены за среднюю школу экстерном, ведь надо было добывать средства на пропитание. Первые его произведения написаны в 1901 г. А в следующем году на страницах «Киевской старины» появилась его повесть «Сила и красота» (позже «Красота и сила»). 17 лет подпольной революционной борьбы, активной политической деятельности только обострили желание заниматься любимым трудом. Об этом свидетельствуют строки из дневника: «Но как же я соскучился по писанию. Никогда ни за одной любимой женщиной я не тосковал так, как за тишиной, пером и бумагой. Холодію, как представляю, что пишу».
Имя писателя вскоре становится широко известным, его талант кажется неоспоримым. Первый сборник рассказов восторженно приветствовал сам И. Франко. В. Винниченко пишет рассказы и драмы, повести и комедии, публицистические статьи и романы. Он стремится осмыслить художественный опыт М. Коцюбинского, Леси Украинки, О. Кобылянской, украинских модернистов. Исследователи подчеркивают: «Эмоциональный и бескомпромиссный, он берет из жизни такие характеры и судьбы, такие коллизии и конфликты, которые украинская литература не осваивала. Для В. Винниченко не существует запретных, психологически «непосильных» тем и проблем. Измена, компромиссы, ренегатство, грубые, неупокорені стремление, сексуальные проблемы, импульсивно взрывающиеся, темные, скрытые в глубинах подсознания инстинкты, добро, «честность с собой» - все это является объектом усиленного интереса писателя».
Почти до 1933 г. творчество Винниченко изучалась, популяризировалась, выходили собрание сочинений в 23 томах, затем - в 28. Но после письма в Политбюро КП(б)в 1933 г., в котором художник обвинял Сталина и его помощников в голодоморе в Украине, на его имя было наложено идеологическое табу, изымались из библиотек его книги. Самого популярного мастера слова, чье творчество ознаменовало новое направление в украинской литературе, «забыли».
Последние годы жизни писателя прошли неподалеку от города Канн, где он приобрел усадьбу. Хозяйничал там очень плодотворно, самоотверженно занимался литературным трудом. 11 из 14 романов он написал за границей, к этому следует добавить ряд рассказов, пьес, сценариев, «Дневник» за 1911-1951 гг., историко-политический трактат «Возрождение нации». Винниченко написал более 70 картин. Будущее Украины оставалось его главной и ежедневной заботой. Он надеялся завершить драматическое, полное ошибок и разочарований жизни на Родине. Но не суждено.
В предисловии к сборнику повестей и рассказов В. Винниченко «Красота и сила» («Днепр», 1989). Дзеверін подчеркивает: «Главное же, Винниченко в «Красоте и силе» вникает в первую очередь именно во внутренний мир человека, чего не хватало произведениям торгово-этнографического характера в украинской реалистической литературе™ .
Мотивы осуждения социального зла в полный голос звучат во многих других рассказах и повестях В. Винниченка. написанных им накануне и во время первой российской революции (а отчасти и в последующие годы). И то, что пером Винниченко двигали тогда его пусть не во всем четкие и не всегда последовательные, но искренние социалистические убеждения, показала не только целый ряд его произведений о трагическом положении крестьянства, защемленного в лапах эксплуатации и бесправия («Контрасты», «Голота», «Возле машины», «Кто враг?», «На пристани», «Голод», «Кузь и Грицунь» и др.). Жизненные «университеты», что их прошел Винниченко, позволили ему сказать немало беспощадной правды и о солдатчину («Борьба», «Мнімий господин», «Честь»), и о тюремных буднях («Темная сила», «Луч солнца», «Маленький штрих»), и про быт и мораль ліберальствуючого панства, мелкобуржуазной интеллигенции, провинциальных актеров и т.д. («Помолвка», «"Умеренное" и "искренний"», «Малоросс-европеец», «Антрепоеньор Гаркун-Задунайский»). А в таких Винниченкових рассказах, как «Работы!», «Студент», «Зина», представлены и образы украинских интеллигентов, которые делают все для того, чтобы пробудить социальную активность народа, революционизировать его сознание».
Рассказ «Салдатики!» впервые вышло отдельными книжечками в Черновцах и Петербурге (на русском языке) под псевдонимом Деде (года не указано). Перепечатано впервые в книге «Мелкие рассказы» в 1907 г., оно имело подзаголовок «Рисунок из крестьянских розрухів». Мудрый и рассудительный крестьянин Явтух действительно олицетворяет бунтарский дух народа. Он обращается к односельчанам со словами: «И нам надо отнять у господина землю... Только неправду убить... Не только у нашего господина, а у всех - Так что же нам из того, что мы заберем у этого, а неправда и жить круг нас ... Чтобы нигде не было лжи, чтобы нигде не было господ!..». И когда пришли солдаты, Явтух уже обращается к ним с просьбой не стрелять. Его убивает офицер, а того, в свою очередь, - высокий красивый парень Николай. Рассказ заканчивается так: «Явтух правду сказал: салдати не стреляли. Мирно и грустно поговорив с крестьянами, они тихо двинулись обратно, неся за собой тело убитого начальника. А в другую сторону возвращались крестьяне со вторым мертвым начальником - Явтухом».
В книге «Мелкие рассказы» впервые увидел свет и произведение «Малоросс-европеец». Помещик Коростенко, известный своим «демократизмом, украинством, либерализмом», считает: «Надо культуритись, пора изгоняет азию... У меня прислуги в доме четверо, а у моего деда было тридцать четыре. Мы, люди новой формации, должны больше своим мозгом работать, а не нанятыми руками... Мозг дает машину, а машина ...». Он убежден: «Мы, малороссы - европейцы, скажем новое слово старой нашей неньке Украине!». Коростенко, как «прогрессивный человек», не против забастовки рабочих, разделяет взгляды той партии, «которая требует земли крестьянам...». В то же время он думает, что бедные крестьяне не «от недостатка земли», а из-за отсутствия культуры. им надо «школы! И прежде всего понятной, украинской школы».
Разговорчивый господин Коростенко даже не слышит своего оппонента, он уверен, что во всем прав, потому что повторяет чужие мысли. Похоже, госпожа Коростенко знает истинную цену словам мужа, и, обращаясь к репетитору, говорит: «Только вы с ним, пожалуйста, уже по-русски занимайтесь... Николай Андреич большой любитель малороссийского языка, но ребенку это излишне». Сынок Васенька ее поддерживает: «Я по-мужицки не хочу учиться!» Да и сам Коростенко, по свидетельству жены, «говорит по-малорусски не умеет», хотя «написал книжечку на малорусском языке о шелковичных червях и считает теперь себя настоящим малороссом».
Разговорчивый Коростенко не может скрыть, что он очень боится крестьян. Так же, как и все те, кто живет вместе с ним. Вот почему, не колеблясь, господин начинает стрелять из пулемета, только увидев «большую толпу крестьян, над которой мелькало что-то красное». Коростенко забывает о украинский язык, когда празднует победу над мирными крестьянами: «Стрелять без сожаления!.. Разбежалась, подлая сволочь... Лена!.. Победа! Они разбежались....».
Кого победил господин, становится понятным, когда в комнату влетела горничная и, сплеснувши руками, закричала: «Ой господин! Что же вы делаете! Это же свадьба шло сюда! Ой Боже ж мой, постреляли, побили!.. Они шли по закону!-». Как потом выяснилось, «убито было одного, того как раз, что нос «флаги», то есть ветки с красными платками и стьожками, а ранено две бабы и мальчика». Таким оказался «демократизм» этого господина.
Рукопись рассказа «Студент» (1907) не сохранился, а тем временем Винниченко жаловался, что цензура и редакция очень его попортили и сократили, В примечаниях к упоминавшегося сборника произведений писателя «Красота и сила» подчеркивается: «Характеризуя новые качества литературы начала века, М. Вороной особенно выделял этот рассказ как образец писательского умения передавать мгновенные изменения ситуаций, характеров, внутренних психологических состояний».
Художник подчеркивает в этом произведении, что рядом с такими «патриотами» и «народолюбцями», как господин Коростенко, есть действительно искренние украинские интеллигенты, преданные делу служения народу. М. Вороной, анализируя произведение, писал: «Вот увлекательно социальным мотивом рассказа «Студент», где рисуется недоразумения между озверевшей и легковірною крестьянской толпой и агитатором-студентом во время стихийного бедствия, пожары в деревне, в которой подозревают «студентов»; конфликт в нем заканчивается трагическим финалом - самоубийством студента, что своей смертью хочет доказать свою правоту и выявить крестьянам их настоящих врагов, которые его преследовали. Здесь самоубийство - последний агитационный способ во имя торжества идеи».
И все же крестьяне поняли, на чьей стороне правда, против кого идти. Рассказ заканчивается так: «Над группой сбитых вместе людей стоял крик и рев. А по ву-лицу бежали другие два стражники, топча лошадьми детей, сумки. И вдогонку им несся крик.
С неба же широко-величественного, ясного и чистого радостно смотрело на их солнце и посмеивалось».
Известно, что за одно из изданий рассказы «Федько-халамидник» в начале 20-х годов гонорар писателя было отдано в пользу детских приютов. Первые же строки этого произведения дают четкое представление о его маленького героя:
«Это был чистый разбойник-оборванец.
Не было того дня, чтобы кто-нибудь не жаловался на Федю: там стекло из рогатки выбил; там синяка подвел своем «закадишному» другу; там опрокинул кадку с дождевой водой, которую собирали с таким хлопотами.
Словно бес, который сидел в парне! Все дети как дети - играют, играют тихо, ласково. Феде же непременно чтобы сражаться, чтобы что-нибудь перевернуть вверх ногами. Покой был его врагом, с которым он боролся на каждом месте».
Друзья жалуются Федьковій матери очень часто. И вечером так же часто ждет его порка. «Но и здесь Федя не как все дети себя ведет. Он не плачет, не просится, не обещает, что больше не будет. Нахмурится и сидит. Мать ругает, грозится, а он хоть бы слово из уст, сидит и молчит». Не заплачет, не попросит Федя и папы, когда тот его бьет. А потом папа дает две или три копейки «за то, что правду говорит». Он действительно врать не любит, не любит и товарищей выдавать. Когда было нужно, рискуя жизнью, спасает своего друга льдины. Сам парень при этом оказался в воде и вскоре заболел. Когда хоронили Федька-оборванца, его спасенный товарищ даже не вышел на улицу. Он «перекрутивсь на одной ноге и побежал играться с чижиком». В памяти своих настоящих друзей Федя-оборванец остался честным, мужественным, терпеливым и порядочным мальчиком.
Рассказы раннего периода творчества Винниченко по своим идейно-тематическим признакам близки к рассказам следующего десятилетия. Самые значительные его достижения связаны именно с реалистическим изображением действительности Писатель сознательно использовал русизмы, прибегал даже к суржику, что был характерной приметой тогдашней жизни. В конечном итоге это давало автору возможность правдиво и всесторонне «очертить человека». Напечатан после войны «Завещание борцам за освобождение» показал, что художник оставался убежденным: «... сила и правда любой идеи может развиться и утвердиться только тогда, когда эта идея рождена народом, воспринятая им, виболена и завоевана» (Г. Жулинский).
В завершение разговора о сборнике В. Винниченко «Красота и сила» приведем восторженный отзыв И Франко: «И откуда ты такой взялся? Среди вялой тонко-артистической и малосилої или ординарно шаблонной и безталанної генерации современных украинских писателей вынырнуло что-то такое очень решительно, мускулистое и полное темперамента, что-то такое, что не лезет в карман за словом, а сыпет его потоками, что не сеет сквозь сито, а валит валом, как сама жизнь, вперемешку украинское, московское, калічене и чистый, как серебро, что не имеет границ своей обсервации и границ своей пластической творчества».
|
|