Творчество В. Стефакника - оригинальное явление мирового уровня. По словам 
И. Франко, он - «может, величайший артист, который появился у нас от времен 
Шевченко.
  
Марко Черемшина точно определил основное тематическое заинтересованность. 
Стефакника - галицкое крестьянство. Глубинный реализм и психологическая углубленность, 
честность и художественное совершенство - основные черты творческого наследия этого 
прозаика, который полностью входил в чужой жизни, бередя свое сердце чужим 
болью.
  
Беда и отчаяние галицкого села на рубеже веков отражена в новелле 
«Каменный крест», в которой трагедия безземельного крестьянина явлена в таком 
драматическом срезе, как спродування родного гнезда и эмиграция в поисках лучшего 
жизнь до Канады. Описывая историю жизни сельского бедняка Ивана Дидуха, 
прозаик размышляет на теми моральными факторами, что творят духовную сущность 
человека, и прежде всего - над проблемой нравственной оседлости, в связи с родном 
землей. И, чтобы увековечить этот зв’связь, Иван ставит по себе и по своей жизни 
каменный крест, ведь Канада для него равнозначна смерти. Пьяный танец как 
признак безумия, древняя песня о осенние листья как при1ом для усиления 
трагизма, каменный крест как символ титанического труда и захоронения человека заживо - 
это те художественные средства, как углубляют драматизм рассказа и несут надтекстову 
информацию, привнесену читателем.
  
Своеобразную «мелодию смерти» творит В. Стефаник и в новеллах «Похороны», 
«Озимые», «Самая-самая», материализуя ощущение человека, который проживает свою 
последний час. Человек живет до тех пор, считает автор, пока не погаснет в ней 
осознание того, что она человек.
  
Искалеченные жизнью, бедой и безысходностью, герои Стефаника имеют внутреннюю 
мораль. Даже когда тело стынет от студеные и голода, в душе теплится искра надежды, 
что удерживает от потери человеческого облика: топивши одну дочь, Гриша Летучий дает 
другой палку, чтобы защищалась от собак, советует, как уберечься и жить 
далее...
  
Свет от величия маленького человека в Стефаника такое мощное, что его 
невозможно не заметить. Несмотря писатель не теряет оптимизма, и оптимистичное 
звучание наполняет его творчество особым смыслом, обеспечивая вечную современность 
его слова.