Творчество В. Стефакника - оригинальное явление мирового уровня. По словам
И. Франко, он - «может, величайший артист, который появился у нас от времен
Шевченко.
Марко Черемшина точно определил основное тематическое заинтересованность.
Стефакника - галицкое крестьянство. Глубинный реализм и психологическая углубленность,
честность и художественное совершенство - основные черты творческого наследия этого
прозаика, который полностью входил в чужой жизни, бередя свое сердце чужим
болью.
Беда и отчаяние галицкого села на рубеже веков отражена в новелле
«Каменный крест», в которой трагедия безземельного крестьянина явлена в таком
драматическом срезе, как спродування родного гнезда и эмиграция в поисках лучшего
жизнь до Канады. Описывая историю жизни сельского бедняка Ивана Дидуха,
прозаик размышляет на теми моральными факторами, что творят духовную сущность
человека, и прежде всего - над проблемой нравственной оседлости, в связи с родном
землей. И, чтобы увековечить этот зв’связь, Иван ставит по себе и по своей жизни
каменный крест, ведь Канада для него равнозначна смерти. Пьяный танец как
признак безумия, древняя песня о осенние листья как при1ом для усиления
трагизма, каменный крест как символ титанического труда и захоронения человека заживо -
это те художественные средства, как углубляют драматизм рассказа и несут надтекстову
информацию, привнесену читателем.
Своеобразную «мелодию смерти» творит В. Стефаник и в новеллах «Похороны»,
«Озимые», «Самая-самая», материализуя ощущение человека, который проживает свою
последний час. Человек живет до тех пор, считает автор, пока не погаснет в ней
осознание того, что она человек.
Искалеченные жизнью, бедой и безысходностью, герои Стефаника имеют внутреннюю
мораль. Даже когда тело стынет от студеные и голода, в душе теплится искра надежды,
что удерживает от потери человеческого облика: топивши одну дочь, Гриша Летучий дает
другой палку, чтобы защищалась от собак, советует, как уберечься и жить
далее...
Свет от величия маленького человека в Стефаника такое мощное, что его
невозможно не заметить. Несмотря писатель не теряет оптимизма, и оптимистичное
звучание наполняет его творчество особым смыслом, обеспечивая вечную современность
его слова.