Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Как объяснить то, что в прозе 70-80-х и 90-х гг. ведущей является историческая тематика?

Интерес к исторической тематике, к проблемам исторической памяти как характерная ряса литературного процесса 90-х pp. чувствует свою предысторию в 70-80-х pp., питается и углубляется художественными поисками тех лет. Такой интерес есть загальнолітературним, однако сильнее всего он заявил о себе в прозаических жанрах - романе и повести, ведь именно они дают наибольшие возможности для аналитического исследования сложных исторических процессов и личностей.

В разные времена интерес к истории обусловлено различными социально-идеологическими и эстетически-психологическими факторами. В 70-80-х pp. история, память завладели художественным сознанием прежде всего в силу того, что это была на из форм сопротивления против бездуховности и беспамятства стійних лет. Было это нелегко, потому что во времена «слияния наций» формирования «единого советского народа» любые отголоски национальной памяти, прошлого украинского народа трактовались как крамольные, буржуазно-националистические, следовательно, антинаучные. А потому честные художники слова писали или же в ящик (скажем, В. Шевчук), или вынуждены были прибегать к иносказания, своеобразного кодирования текста или ассоциативно-метафорической манеры письма. В предисловии к книге исторических повестей и эссе «Скрипка, играет тысячу лет» (1991 г.) ее автор, известный прозаик Г. Федорив, писал: «Нет, не мы сидели сложа руки, наблюдая, как лозунги ватра нашего национального бытия... как клеветали и переписывали историю... День за днем мы выходили на свое каменное поле и запрягались в плуги: кто писал исторические романы и, защитившись щитом прошлого, взывал к читателям; не забывайте своего прадедовского корня, помните, чьи вы дети...» Однако тот защитный маневр был не вполне надежным, потому что параллели между прошлым и настоящим проступали довольно отчетливо, поэтому некоторые произведения подвергались сокрушительной критике. Именно так было с романами М. Стельмаха «Четыре броды» и Г. Иваничука «Журавлиный крик», многими произведениями В. Шевчука, отдельными книгами Б. Харчука, Г. Иванченко и других писателей.

В 70-80-е гг. появляется наибольшее (по сравнению с другими жанрами) исторических романов и повестей. Были это. понятно, книги неравнозначны: и иллюстративно-описательный, и в определенной степени спекулятивные, писаны в соответствующих исторических дат, в том числе 1500-летия Киева или 1000-летия крещения Руси. А были и художественно повносильні, не сбивались на голую иллюстрацию к известных исторических фактов, давали духовную пищу читателю. Это прежде всего произведения П. Загребельного («Первомост», «Евпраксия», «Роксолана», «Я, Богдан»), Ю. Мушкетика («Яса»), Г. Федорива («Отчий светильник», «Каменное поле», «Жернова», «Ворожба человеческая»), Г. Иваничука («Красное вино», «Манускрипт с улицы Русской», «Вода из камня», «Четвертое измерение», «Шрамы на скале», «Журавлиный крик»), В. Шевчука («На поле смиренном», «Три листья за окном», «Мысленное дерево»).

Исторический роман 70-80-х гг. продемонстрировал интересные формы «связи времен», своеобразное переплетение разных временных пластов, изображения эпохи через судьбу выдающейся личности, патриотический и моральный аспект ее деятельности, аналитико-психологический комментарий исторических фактов и личностей. В прошлом писатели искали ответов на многочисленные проблемы и вопросы современности, а потому реальность часто воплощалась в метафоре, потому что обнаженная правда в те времена, как мы уже отмечали, предстать в слове не могла.

Наличие хорошо развитой традиции исторической прозы стимулировала и художественные процессы 90-х pp., расцвет этого жанра, ведь, как известно, по наезженной колее двигаться легче. Именно поэтому лучшие исторические произведения в последние годы вышли из-под пера тех же авторов: Р. Федорива, Г. Иваничука, В. Шевчука, Ю. Мушкетика и других.

С провозглашением независимости Украины, наступлением эры полной открытости литература получила не известные до того возможности художественного осмысления исторического прошлого. Снятие запрета на отдельные исторические события и фигуры, поток материалов с спецсховів и их доступность лишили литературу необходимости прибегать к защитного щита ассоциаций, намеков, подтекста, метафоры. Во всех издательствах и журналах печатаются ранее запрещенные исторические труды М. Грушевского, И. Крипякевича, М. Аркаса, А. Ефименко, А. Субтельного. Выходят в свет многочисленные исследования о «националистические» страницы украинской истории, в частности Запорожскую Сечь (прежде всего разведка Д. Яворницкого «История запорожских казаков» - К, 1990), а также о печально-трагические события в Украине в XX ст.: революцию и гражданскую войну, коллективизацию и голод 1933-1937 гг., расстрелы 30-х и выселение целых деревень из Западной Украины в первые послевоенные годы и т.д. Реабілітовуються фигуры «праведных гетманов» (Мазепы), руководителей процессов (М. Грушевского, В. Винниченко, С. Петлюры, С. Бандеры). В активный читательский оборот вводятся также запрещены до сих пор произведения украинских писателей - и классиков, и сучасних. их перечень довольно внушительный, поэтому назовем только некоторые произведения: «Черниговка» М. Костомарова, «Боярыня» Леси Украинки, роман-трилогия «Богдан Хмельницкий» М. Старицкого, пять книг Бы. Лепкого под общим названием «Мазепа», «Четыре сабли» Ю. Яновского, «Холодный Яр» Ю. Горлиса-Горского и др. Все это повлекло читательский бум, что в соответствии питает и животворит и ныне историческую художественную прозу.

Однако реанимация исторической памяти после стольких лет беспамятства - дело так же жгучая, как и непростая. Жаждущий на правдивое слово о историческое прошлое читатель, к тому же читатель соответственно подготовленный, нуждается художественно правдивых произведений. И произведений не описательно иллюстративных, а произведений-открытий, тех, что дают духовную пищу, дополняют и углубляют историческую информацию аналитически-психологическим комментарием, что возвращают народу память, без чего построение сильного суверенного государства невозможна. Несмотря на издательскую трудности, выходят в свет исторические романы и повести, сборники исторических произведений (скажем, «Дерево памяти»).

Как и в предыдущие годы, так и сейчас, не все произведения могут претендовать на художественно полнокровное освещение истории, но абсолютное большинство из них находит своего читателя. Одни произведения привлекают не представленными в литературе фигурами («Махно» Г. Самбука или «Есаул Подкова». Будзинського), другие - запрещенным ранее материалом (роман памяти «Хлеб наш насущный» Д. Мищенко), еще другие - собственным художественным миром («На брата брат» Ю. Мушкетика, «В пасть Дракона» В. Шевчука). Интересно воспринимаются и произведения С. Плачинды, Ю. Логвина, Г. Иванченко, И. Билыка. Важно, что появляются книги и для юного читателя. Так, оригинальное видение истории И подал. Билык в повести «Золотой Ра». В названных произведений можно добавить немало других, что в целом составляет многогранную по содержанию и интересные по форме историческую библиотеку.