Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Каменный крест как художественный символ украинского крестьянина-бедняка (по новелле В. Стефаника «Каминный крест»)

Начать свое сочинение я хочу воспоминаниями о встрече Василия Стефаника и Гната Хоткевича. Как-то писатель-новеллист спросил писателя-романиста:

Как вы можете так много и легко писать?

Хоткевич ответил: «Видите, такая несправедливость в этом мире. Вам достаточно написать несколько страниц, чтобы сказать, что вы имеете талант, а мне надо - целую книгу».

В этих словах - высокая оценка и глубокая характеристика непревзойденного мастера психологической новеллы В. Стефаника.

Жизнь писателя было нелегким, и он прожил честно. Взяв в руки перо вместо ручкам плуга, оставил нам около семи десятков новелл. Писал мало, а написал много, потому что созданное им - большое и величественное.

Каждое произведение писателя - трагедия его души, выстраданная в слове. «Я писал потому,- вспоминал новеллист,- чтобы струны нашего крестьянства так крепко настроить и натянуть, чтобы с того вышла великая музыка Бетховена».

Василий Стефаник, сам хлебороб, болел за украинских тружеников, нищая жизнь которых гнало их в массовую эмиграцию в Америку. Проводы на чужбину (а отъехала в те годы много родственников писателя) напоминали похороны с массовыми причитаниями и оставляли навсегда в сердце память о них. Под влиянием этих событий (я имею в виду эмиграцию 1980-1910 г. г.) писатель написал новеллу «Каменный крест».

По содержанию это достаточно просторный произведение. В нем рассказывается про Ивана Дидуха, о его прощание с крестьянами перед отъездом в Америку. Ивана Дидуха новеллист из жизни перенес на страницы своей новеллы, не изменив фамилии и имени. Писатель знал его лично, оставил воспоминания о нем. «И. Дидух,- вспоминает В. Стефаник,- не хотел покидать своего каменистого грунта, и дети, невестки и дочери, не давали ему жизни... И он согласился на отъезд». В своих письмах из Америки Дидух писал, что жизнь ему не мила. Ностальгия заранее свела его в могилу.

В новелле писатель ничего не говорит о жизни эмигранта, потому что у него другая цель: показать те социальные процессы, которые заставили крестьянина покинуть родную землю.

Сколько помнят односельчане, Дидух после увольнения из армии, работал на каменистом холме, который остался ему в наследство. Работа изнуряла крестьянина, забирала последние силы. Ежегодно ранней весной он впрягався рядом с лошадью, возил навоз, пахал землю, засевал поле. А осенью собирал урожай. Тяжкий труд согнула его, и крестьяне дали прозвище Иванове «поломанный».

Новелла имеет своеобразную композицию. Первый раздел - экспозиция, следующие шесть - воспоминания Дидуха о своей жизни. Воспоминания - в форме монолога, а монолог, как мы знаем, помогает понять внутреннее состояние человека. Реальную правду о крестьянина-раба новеллист усиливает разными подробностями: руки у него жилистые, натруженные; когда он впрягается рядом с лошадью, на его лице выступают синие жилы; все его тело напряжено и особенно, когда он мешками выносит навоз на землю.

Если внимательно читать монологи-исповеди, можно прийти к выводу, что все они вращаются вокруг холма, на котором крестьянин-хлебороб ставит каменного креста и выбивает на нем свое и имя фамилию жены. Иван сросся с холмом, на нем прошло его жизни. Он даже готов везти его за океан. Горе от разлуки с горбом такое большое, что все предыдущие невзгоды кажутся ему счастливым прошлым, солнечной мыслью. Драматизм переживаний усиливается деталями, от которых холодеет сердце: тоскливое пение, танец с женой, каменный крест. Прощаясь с односельчанами, Дидух просит их не забывать бугра и каменного креста на нем, а на праздники пропить их.

Что собой символизирует каменный крест? Думаю, что в основе этого образа - страдницька судьба крестьянина, который всю жизнь работал на земле, а она так его и не накормила.

Новелла поражает реальностью картин. По мнению А. Кобылянской, между словами этой новеллы «тиснулись крупные слезы, как жемчуг». Слезы от того, что человек вынуждена была бросать то, чего в жизни не выбирают, заживо хороня себя на родной земле.