Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Иван Котляревский
Проблема счастья в пьесе И. П. Котляревского «Наталка Полтавка»

Название пьесы Ивана Котляревского «Наталка Полтавка» стала крылатым выражением. Так образно довольно часто называют хороших девушек и сегодня. В чем же заключается магический секрет героини пьесы?

Очень мало было счастливых людей на земле во все времена, а Наташа все же нашла свое счастье, хотя ей, конечно, пришлось бороться за него.

И. П. Котляревский впервые в украинской литературе вывел на сцену новую героиню, которая благодаря силе своего характера способна ступить на путь сопротивления «бесчеловечным обстоятельствам».

В самых затруднительных ситуациях Наташа, проявляя ум и находчивость, сохраняет чувство человеческого достоинства, стремится утвердить личную независимость и сохранить глубокое чувство к Петру как самую большую морально-этическую ценность. Она понимает, что брак, взятый из материального расчета, не может сделать ее счастливой. Социальное неравенство между ней и возним наталкивают ее на мысль: «У господина такая женщина будет хуже работницу... Будет крепостной». И Наташа использует малейшую возможность для сохранения свободы жизненного выбора и утверждения своего права на личное счастье.

И. П. Котляревский утверждает, что счастье у людей должно быть и есть разное, в зависимости от самого человека. Сколько на земле живет людей, столько и разных представлений о счастье.

Так, например, Николай видит свое счастье в способности помочь людям, в чувстве человеческого достоинства, в стремлении к независимости, смелости, уме и чувстве солидарности с обездоленными и бедными.

«Идеальный», но несколько слабодухий Петр, смирившись с обстоятельствами, отказывается от своего счастья с Наташей ради спокойствия ее матери Терпелихи.

Терпилиха тоже мечтает о счастье, как бы и не о своем, так о дочкину. Из своего собственного жизненного опыта она хорошо знает, что такое нищета и лишения, поэтому Наталчине счастья в ее воображении ассоциируется с богатым зятем.

Возный и выборный свое счастье строят на лжи, подкупах, взяточничестве, использовании власти в собственных интересах. Однако, в финале пьесы возный будто перерождаются, сломав традиции, отказывается от невесты уже после того, как она подала полотенца, потому что не хочет разлучать влюбленных.

Таким образом, исходя из просветительского представления о природной доброте человека, И. П. Котляревский делает шаг вперед и в своих произведениях показывает, что реальное поведение, представление о человеческом счастье, те или другие черты личности в какой-то мере зависят от среды, социальной роли, общественного положения и воспитания индивида.