Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ЖИЗНЬ - ПРЕКРАСНАЯ СКАЗКА.

Касаясь лучших образцов народного творчества, всегда находим в них величие и простоту мировой мысли, что близка сердцу каждого человека. Поскольку в сказках и легендах сконцентрированы жизненные переживания, они играют важную роль в формировании сознания не только детей, но и взрослых. Каждый раз, погружаясь в океан народной мудрости, человек чувствует священное трепетание в сердце. Так мысль человеческая, найдя сияющую жемчужину мудрости, поднимается к новым горизонтам видение Жизни. И как следствие, в сердце человека рождается стремление к Высшей Гармонии и духовности, без которых невозможно найти жар-птицу счастья...
Зернышко Любви ко всему Прекрасному, которое каждая мать закладывает в сердце ребенка, обязательно потом вырастет прегарною нежным цветком. Этот цветочек, невидимо наполняя пространство ароматом духа, поднимать окружающих к высшему качеству Жизни.
Издавна замечено, что культура мышления человека формируется с детства и потом уже зависит от его личных усилий и стремлений. Много факторов влияют на человека. Среди них видное место занимают воспитание в семье, общение с близким кругом друзей, обществом, а также с книгами, искусством...
Вот что говорят классики XVIII ст. - М. Гоголь и К. Жуковский - о роли искусства в жизни общества: "Искусство не разрушения. В искусстве таятся ростки созидания, а не разрушения. Это чувствовалось всегда, даже и в те времена, когда все было покрыто тьмой невежества. Под звуки Орфеєвої лиры строились города. Не смотря на неочищенное еще до этого времени понимание общества об искусстве, все, однако, говорят: "Искусство есть примирение с жизнью." Это правда. Истинное творение искусства имеет в себе что-то успокоительное и примирююче." "...Искусство есть привходження в душу гармонии и порядка, а не смущения и расстройства."
"Невежество - есть ад и от него вызываются все страдания..."- так образованные люди на протяжении всей истории напоминали об источнике зла. Для исцеления души человеческой необходимым является осознание смысла жизни. "В чем же смысл жизни?"- спрашиваем мы частенько себя. А он такой же величественный и простой, как солнечное сияние. Смысл - в духовном, эволюционном совершенствовании характера, мышления и способностей, в воспитании великодушшя, в бесстрашному познании Истины и самоотверженному труду на общее счастье. И ничто так не помогает на этом пути, как устремления к Прекрасному. Поэтому и говорят, что "осознание красоты спасет мир!" Так утверждалось познания сущности бытия и всего наилучшего в сказаниях, которые со временем превращались в поучительные, многообразные мифы, легенды и сказки...
Вот, что говорит с любовью до грядущих поколений Н.К. Рерих, листая страницы исторического опыта человечества:
""В чем истина веков. - В законах и приказах или в поговорках и сказках." В первых воля напряженная, а во вторых - чеканка мудрости.
Самая короткая поговорка полна звучания местности и века. А в сказке, как в кладе захованім, скрытая вера и стремление народа. Поговорка может быть печальной, но она не будет разрушительной, так не бывает мерзких сказок, как и отвратительных песен. И присказка и сказка к добру. А истоки приказа разные. Сколько приказов выдыхается и вскоре испаряется. Но попробуйте искоренить поговорку или легенду. Хоть и в подземелье пойдут, но потом снова проявятся.
...Удивительно наблюдать изящество и правдивость подробностей в поговорках, легендах и сказках. Конечно, иногда в неточном переводе что-то может показаться излишним или тяжелым, но как только обратимся к первоисточнику, как увидим, что старинная поговорка - "из песни слова не выкинешь" - имеет глубокое значение, и не только не выкинешь, даже и не переставиш. И с этой точки зрения весьма поучительно наблюдать кованість народной речи. Как лучше зерно отсеивается повторным провиюванням, так в горниле веков куется язык народной мудрости.
Во все века и во всех народах всегда будут короткие периоды, когда свысока відсторонюватимуться эти достижения. Словно сокровища, временно пойдут они под землю. Словно в запрещенных катакомбах, останется лишь шептание молитв. Так где-то и все же в полной бережливости сохранятся знаки народной наблюдательности, и снова их достанут из тайников. Снова с обновленным устремлением изучать. И снова именно из этих неиссякаемых источников обновятся основы культуры.
Какие-то вдумчивые исследователи снова заглибляться в познания и сущности и формы старинного наследия. Опять надихатимуться изысканными подробностями этих форм, таких кованых, таких чеканных, рожденных в терпении прошлых ритмов жизни."
... Вообще же сказки говорят о добропорядочность, искренность и справедливость, закладывают основы этики поведения и любви к ближнему, и всегда вызывают у детей восторг и радость от услышанного - близкого сердцу каждого человека. Взрослые же, читая детям сказки, сами переосмысливают свое поведение и набираются мудрости.
К тому же, как говорил И. Франко: "...Если чтение должно быть здоровым кормом для души, то надо, чтобы читающий понимал, что читает, чтобы после перечитання не осталось в его душе неопределенное и темное впечатление или половинные мысли. Кроме того, должен читаемый предмет оставаться в памяти, а это может произойти лишь тогда, если читающий в мысли читано сравнивает с собственным опытом и развлекает, то ли правда, то могло случиться, или нет? Читающий противопоставит тому предмету собственную жизнь, собственное положение и собственные особенности,- и сам извлечет себе пользу, предостережение, заохоту и потеху. Всякое другое чтение является непоживна блюдо духа и ослабляет его так же, как непоживна блюдо тело.
...когда ребенок уже до той степени созрела, что может и должна читать, то не положено кормить ее сказками и дивесами, ни безчисленими "повестками", которые подражают совсем по-дурацки детский способ рассказывания, в которых, конечно, нет смысла,- не положено давать ей сентиментальных и романтических глупостей, но выбирать произведения, которые образують ум, ублагороднюють чувства, будят одновременно разум и дух и составляют таким образом здоровый корм душе. Найотвітніші к тому - малые рассказы из путешествий и истории из народного и семейной жизни, где представление живое и ясное, способ выражения короткий простой и понятный." ...
"Я и сам не люблю фальшивой маски тех людей и дел,- говорит Григорий Сковорода,- о которых можно сказать украинской поговоркой "Стучить, шумит, гремит... А что там? Кобылья мертвая голова бежит." Говорят и россияне: "Летала высоко, а села недалеко,"- о тех, кто много и красиво говорит, а слушать нечего. Не люба мне эта пустая напыщенность и пышная пустота, а люблю то, что сверху ничего, но внутри что-то, снаружи ложь, но внутри истина. Такая речь и человек назывались в элин "картинка" [речь идет о так называемых силени - уродливые скульптурные фигуры, внутри которых в античности сохранялись прекрасные фигуры богов], сверху насмешливая, но внутри благоліпна.
Друг мой! Не пренебрегай мифологии! Басни и притча есть то же самое. Не по размеру кошелька суды сокровище, праведный суд суды. Байка тогда бывает гадкая, когда в гнусной и глумливій шкарлупці не содержит зерно истины, похожая на орех свищ... Как обряд есть без силы божьей - пустошь, так и байка, но без истины...
Этот забавный и фигурный род писаний считался домашним, самым лучшим для древних любомудрів [философов]. Лавр и зимой зеленый. Так мудрые и в игрушках умные и в лжи правдивы. Истина остром их зрения не издалека маячило, как подлым, но ясно, как в зеркале, виднелась, а они, увидев живо живой ее образ, уподобляли ее различным тленным фигурам.
Ни одна краска не изображает розу, лилию, нарцисс настолько же живо, насколько благолепно в них воплощено невидимую божью истину, тень небесных и земных образов... И не удивительно, что Сократ, когда ему внутренний ангел-водитель во всех его делах повелел писать стихи, выбрал Езопові байки. И как найхитріша картина неученым глазам кажется ложью, так и здесь делается.
...Прими же, дорогой друг, общительным сердцем эту неотвратительную от твоего друга мыслей его воду. Не мои эти мысли и не я их придумал: истина безначальна. Но люблю - и тем мои люби - и будут твои. Знаю, что твой телесный болван далеко отличается от моего чучела, но два разных сосуда одним и наполнятся ликером, и будет едина душа и едино сердце. Сия-то истинная дружба, единство мнений. Все не наше, все погибнет и сами болвани [тела] наши. Одни только мысли наши всегда с нами, одна только истина вечна, а мы в ней, как яблоня в своем сім'ячку, спрячемся."
И, словно бы продолжая эту мысль, добавим:
"Из всех благотворительных энергий самой высокой остается мысль. Что же будет кристаллом этой энергии? Кто-то думает, что точное знание будет венцом мысли. Но вернее сказать, что увенчает мысль легенда. В легендах заключается содержание благотворительной энергии, и в сжатой формуле окажутся желания и достижения.
Не правильно думать, что легенда принадлежит мареву давности. Беспристрастный ум отличает легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое находка, каждая беда, каждый подвиг превращаются в крылатую легенду..."
И как замечательно говорит о легенде Николай Рерих:
"Читая легенды, молодежь учится мечтать. Это большое качество, ведь она наполняет сердце лучшими мощными огнями. Этими огнями сердца молодежь познает, как отличить, где истина. Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество по лестнице вверх. Разве легенды не есть гирляндой лучших цветов?
О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенды. Часто в, казалось бы, негативных мифах заложено уважение к потенциалу внутренней мощи. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Не ведет ли эта необычность дух человеческий свыше сумерками механического стандарта? Этим машинным стандартом эволюция человечества не строится.
Легенда, которая освобождает нас от здавлюючих условий каждодневной рутины, обновляет наше мышление, позволяет погружаться в новые глубины познания, полные неисчерпаемого молодого задора.
Спросите молодого математика, великого физика, великого физиолога, великого астронома - умеет ли он мечтать? Я не упоминаю художников, музыкантов, поэтов, ибо все существо их построено на способности мечтать. Великий ученый, если он действительно велик и не боится недобрых свидетелей и сплетен, конечно, доверит Вам, как прекрасно он умеет возвышаться мечтами. Как многие из его открытий в основе своей имеют не только расчет, но именно высокую жизненную мечту.
Да, легенды не отвлеченность, но сама действительность. Поистине, мечты - не признаки безграмотности, но отличия просветленной души. Поэтому всячески поощрим в молодежи нашей стремление к сказаний, что зовут и творят, и вместе с молодежью, оставаясь молодыми, уважать мечту как ведущую и підносячу крылья нашего возрождения и усовершенствования."
Много сказок разных народов мира при внимательном исследовании очень похожи не только по содержанию, но и образы, которые используются в них, очень часто перекликаются. Что же было толчком для их появления в совершенно противоположных концах мира? Некоторые ученые считают, что, благодаря культурным и торговым обменам, народы взаимно обогащались. Или, может быть, переселение народов выявило всеобщность многих творений. Все это возможно... Так Единственное Жизни ведет человечество, и наша задача - лишь присоединиться к этому движущего эволюционного фактора.
И "...сказки превратятся в сказание, а сказания обозначат вечное бытие. ...Жизнь - прекрасная сказка."

Игорь Чудо (из вступления к сборнику "Сказки жизни")