Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ

Судьба образованной девушки в произведениях А. Кобылянской

Тема женщины в общественной и личной жизни разрабатывалась многими украинскими писателями. Судьба матери-крепостной показана в произведениях Т. Шевченко, продолжали разрабатывать эту тему и Марко Вовчок, Панас Мирный, и С. Васильченко, А. Тесленко и другие писатели. Судьба женщины в конце XIX века и начале XX интересовала и разрабатывалась и В. Ю. Кобилянской.

О. Ю. Кобылянская - одна из самых образованных женщин XIX века. Она владела несколькими языками, писала свободно на немецком, украинском, русском языках. Поскольку в украинском обществе XIX века сложилась такая позиция, что женщина - это только жена своего мужа и мать его детей, что она полностью зависела от мужа, то против такого отношения к женщине и боролась В. Кобылянская. Сама писательница была замужем и на себе ощутила бремя женщины в тогдашнем обществе: везде и всюду нужно было говорить, что ты человек, что ты тоже имеешь право на свои собственные мысли и убеждения, что ты в состоянии решать и материальные вопросы. Борьба за широкие права женщины - это основная черта мыслей и чувств, которыми наполнены рассказы и повести А. Кобылянской.

Писательница вдыхает в своих героинь собственную душу, собственные чувства и взгляды. По А. Кобилянской, семейная жизнь для женщины - это святыня, но женщина не должна быть пленницей брака. Женщине надо дать возможность и средства, чтобы она получила образование и распоряжалась своей судьбой.

В таких своих произведениях, как «Человек», «Царевна», «Через кладку», «За ситуациями» О. Кобылянская впервые в украинской литературе поднимает проблему эмансипации женщины. Потому что если еще в некоторых семьях девушке давали образование, то в подавляющем своем большинстве женщины были лишены такой возможности. В XIX веке были так называемые «институты благородных девиц», в которых обучали только танцам, хорошим манерам, иногда иностранном языке. И считалось, что этого достаточно, но и такое обучение было доступно лишь членам богатых семей. Даже если талантливой девушке и можно было получить образование, то возникали проблемы со временем, так как окружающая обстановка не воспринимало ее. В большинстве случаев такие женщины падают, покорены судьбой. И их сильная, наджіноча нрав раскрывается преимущественно в страданиях.

Такой была и судьба Елены Ляуфлер. Испытывая от жизни удар за ударом (умирает любимый человек, распахивается семья, невероятно трудное решение взять ответственность за семью), Елена не выдерживает ударов судьбы и тогда принимает решение выйти замуж, если уж не по любви, то за богатого человека, чтобы не знать еще и материальной нужды.

Почему же героини О. Кобылянской терпели крах? Наверное, потому, что женское движение II половины XIX века за уравнение женщин в правах с мужчинами только набирал массового движения. Психология образованной девушки, ее борьба за свои права - все это пыталась раскрыть О. Кобылянская в своих произведениях.