Внутренняя рифма - одна из определяющих форм рифмовки, средство раскрытия возможностей версификационной фоніки. Имеет большую традицию как в мировой поэзии ("Евангелие" Отфрида, опыт романтиков и т.д.), так и в украинской. В.р. достаточно широко применена в лирике Шевченко, где показывает все возможные варианты и комбинации: рифмовки смежных слов, піввіршів нечетного стиха с піввіршем парного, горизонтальная аллитерация и т.д. К примеру: "Послушает моря, что оно говорит, / Спитая черную гору: чего ты немая?"; "Якби-то ти, Богдане пьяный, Теперь на Переяслав глянул!" и др. Мастерами В.р. считаются П.Шеллі, Дж.Байрон, А.Міцкевич, К.Маро, П.тычина, М.Вінграновський и др. І.Качуровський насчитывает 9 позиций В.р., которые распространены в классической и сегодняшней украинской поэзии. Среди них рассматривается рима начале стиха с его концом и концом следующего ("кот Идет через лед / Чорнолапо на обед" - М.Вінграновський); конца предыдущего стиха с началом следующего ("Идет, идет снегами / На юг, север, восток, - /А вслед красные пятна, / А вслед красный лед" - Д.Фальківський); рима піввіршів ("Лето пахло дождем, бузиной, порічкою, / в предвечерних кустах целовались пары, / и когда спелое солнце садилось за рекой, / пахли тихим дождем каменные тротуары" - Ю.Андрухович; "Наги мы, мир, посмотри... наги и многогрішні / зрива всевластная длань из нас сповиття прошлогодние..." - П.Мовчан); рима піввірша с концом стиха ("Кому - судьбу багряную, кому - солнце из тумана, / Кому - перса девичьи, кому - смерть среди ночи" - И.драч); начала смежных или близко расположенных суголосних слов ("Этот такт, Этот тракт зыбких существ, // Этот акт откровенный, акт публичный, / Этот невероятный акт" - м. бажан); рима смежных слов в стихотворении ("...и вознеслась голова, и слова пришли к уст зеленые" - Б.-І.Антонич); сплошная или почти сплошная рифма ("...И голосе. Кто это, кто это Колокола носе, Кто это он? - Г. Чупринка); сплошная монорима ("Там тополя на воле в поле" - П. Тычина).
|
|