Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Плетень (греч. typos - отпечаток, форма, образец) - образ-персонаж, который концентрирует в себе черты характера, способ мышления, мировоззренческие ориентации определенной группы людей или нации, оставаясь ярко индивидуальным, неповторимым. Это обусловлено тем, что человек является биосоциальной существом, которое наследует природные задатки от родителей, несет в себе признаки "коллективного подсознательного", формируется как личность в конкретном микро - и макросреде. В общении с различными социальными группами, в разнообразных видах деятельности, активно входя в среду, приспосабливаясь к нему и одновременно видоизменяя его, человек становится типичным представителем группы, класса, нации, своего времени. Писатель, имея пример реальных людей (прототипов), с помощью творческого воображения, перевоплощения, ассоциативного мышления творит фигуры-персонажи, которые могут быть яркими индивидуальными типами или схематическими рупорами идей, масками-концептами или исключительными индивидами, не имеющие аналогов в действительности. Законом создание типичных образов-персонажей (типов), закономерностью художественной типизации является единство общего и индивидуального. Общим у Т. является прежде всего общераспространенное, присущее группе подобных в каком-то аспекте (социальном, психологическом, моральном и т.п.) лиц; индивидуальное идет от врожденных человеческих особенностей, приобретенных неповторимых качеств, переплетение врожденного, приобретенного и ситуативного. Диалектика Общего и индивидуального по-разному проявляется в литературных направлениях (классицизм, романтизм, реализм и т.д.). Эта тенденция перестает действовать в разнообразных стилевых течениях модернизма, где в основном типичный образ-характер отсутствует. В художественном мире, который является ізоморфним ' к реальному миру, несмотря на различную степень условности и правдоподобия, деформируемости предметных и антропоморфных измерений, можно определить три способа типизации, художественного моделирования этого мира; 1) воспроизведение ярких жизненных типов (так пишутся очерки, документальная, историко-биографическая проза); 2) трансформация достоверных прототипов, их слияния и обобщения при доминировании впечатление от известной личности; 3) создание "собирательных образов" с ориентацией на социально-психологическую и национальную достоверность. Эти способы типизации красноречивые в романах с одинаковым названием "Волынь" У.Самчука и Б.Харчука. Когда систему их персонажей сопоставить с социальными и политическими типами периода между двумя мировыми войнами, то можно безошибочно зафиксировать типологические совпадения, сходства и в характерах, и в мировоззренческих ориентациях, и даже в темпераментах - все они заземлены в волынскую этнографию и этнологию, погруженные в межвоенную историю, наполненные украинской ментальностью. Типизация в романах У.Самчука "Морозов хутор", "Темнота", "Бегство от себя", которые составляют трилогию "Ost", основывается на других принципах и парадигмах: здесь доминируют персонажи собирательные, сотканные из чужих воспоминаний, описаний, книжной информации, но оживленные в воображении автора художественными деталями, увиразненні публицистическими обобщениями. В прозе У.Самчука имеющиеся и общечеловеческие типы: молчаливого трудолюбивого хозяина земли (Матвей Довбенко, Григор Мороз), искателя правды и справедливости, автохтонного крестьянина, что все сумеет сделать и не пропасть в мире (Володька Довбенко, Иван Мороз). Взаємовідбиття персонажей в одном произведении или во всем творчестве художника - это способ развития художественных типов высшего порядка, представление о которых складывается в сознании читателей и является следствием типологических сопоставлений ряда произведений. Они запоминаются не как социологические схемы, а как эстетические ценности, потому постигаются в індивідуалізованій форме.