Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ
Лугом иду, коня веду, развивайся, очень

«Лугом иду, коня веду, развивайся, луже.

Сватай меня, козаченьку, люблю тебя очень: (2)

Ой хоть сватай, хоть не сватай, хоть так присилайся,

Чтобы и слава не пропала, что ты ухаживал». (2)

«Ой, если бы ты, девчоночка, немножко багатенька.

Взял бы тебя за рученьку, повел к батенька». (2)

«Ой когда 6 я, казак, была багатенька,

Наплевала бы я на тебя и на твоего батенька. (2)

Ой когда бы я, козаченьку, да и забагатіла.

То я бы тебя, ленивого, и за еду не захотела». (2)

«Бодай же ты, девчоночка, тогда замуж пошла.

Как край битой дороги рута-мята взошла». (2)

«Бодай же ты, козаченьку, тогда женился.

Как в мельнице на камне куколь уродился». (2)

 

Не плачь, девчоночка, рута зелененькая:

Этот покинул, второй будет, - еще же ты молоденькая! • (2)

Этот покинул, второй будет, второй будет лучше,

А этот будет в болоте над чертями старший. (2)

Край битого доріженьки рута-мята взошла.

Молодая девочка и уже и замуж пошла. (2)

А в мельнице на камне куколь не зіходить.

Старый казак, как собака, по улицам ходит. (2)

Ой в мельнице на камне куколь не родился.

Старый казак, как собака, и до сих пор не женился. (2)

 

Комментарий

Шуточная песня «Лугом иду, коня веду, развивайся, луже» построена в форме диалога девушки, к которой казак ухаживал, и переборчивого казака. Казак не против свататься, но хочет более богатой девушки, несмотря на то, что сам «ленивый». Пока перебирал, молоденькая [девушка вышла замуж, а казак постарел неженатым.

В песне употреблен прием параллелизма, сказочные присказки, колоритные сравнения, которые раскрывают главную мысль произведения - выбирают пару не для обогащения кармана, а для обогащения души, для утешения сердца, | а кто перебирает, остается ни с чем.