Роман Федорив
Он пришел в прозу из журналистики и
через журналистику. И это отчетливо заметно на его первых книгах - «Октябрьская
соната» (1959), «Тайна подвига» (1961), «Колумбы», «Капеллан желтого льва»
(1962). Хотя критика встретила их в целом благосклонно, но и не бралась
утверждать, что в лице автора вызревает действительно серьезный прозаик.
Экзальтация, открытая дидактика,
велемовність и перечуленість, романтическая поляризация характеров, доведенные до
схематической сухости контрасты, надуманность конфликтов - всего этого очень трудно
избавлялся от Роман Федорив еще и в следующих книжках «Евшан-зелье» (1966) и
«Арканове круг» (1967). Он писал очерки, похожие на рассказы, и рассказы,
похожие на очерки.
Посвященный Алексею Довбуша роман в
легендах «Жбан вина» (1968) стал новым этапом в творческой биографии автора. Это
произведение, в котором гармонично узгодилися между собой материал и стиль. Метафорическая
изысканность и патетический тон не кажутся здесь неуместными, поскольку легендарный
разбойник живет в народной памяти действительно романтично возвышенным, любовно
реализованы.
Особенно плодотворным был для Федорива
период от начала 70-х и до конца 80-х. Именно тогда появились его книги
эссеистики и повестей «Цветение папоротника» (1970), «Колыбель из яворового дерева»
(1970), «Знак кіммерійця» (1972), «Яровое зерно» (1974), «Танец Чугайстра»
(1984). Широкий тематический диапазон всех этих произведений: в них говорится о народном
искусство, судьбу культурных и исторических памятников, заиления источников духовности.
Почти все тогдашние повести Федорива
имеют исторические сюжеты. Это неоднократно затрудняло жизненную ситуацию
писателя - сокрушительное «партийной» критики подверглись его «Знак кіммерійця», а
также повесть «Рыжий Разбойник» (1984).
Монументальным, действительно эпическим
полотном из жизни Галицкой Руси конца XII века стал роман «Отчий
светильник» (1976). Двое людей увековечивают деяния княжеские в «Отчем
светильнике». Первый - Ян - плетет паутину лести, изображая правителя
самым храбрым, самым мудрым, самым честным, самым справедливым и др. И его
нисколько не волнует, что он презирает правду. Янов антипод - Иван Русин -
трудно, в сомнениях и муках, доискивается правды, видит много непонятного в
окружающей жизни: «Странно мне, что порой мудрые окружают себя дураками, странно
мне, что время милосердные милосердия оказывают жестокими руками». Выразительная
пульсация в произведении таких «вечных» морально-этических вопросов, богатая инвариантность
человеческих характеров, высокая художественная пластика - все это действительно дает право
поставить «Отчий светильник» в ряд высочайших художественных достижений украинского
исторического романа.
Параллельно с другими книгами создал Г.
Федорив и романічну тетралогию - «Каменное Поле» (1978), «Жернова» (1983),
«Ворожба человеческая» (1987) и «Иерусалим на горах» (1993). Хоть в «Иерусалиме...»
встречаем героев из трех предыдущих романов, все же произведение родственный с ними и
проблематикой, и острыми коллизиями, которые прежде всего связаны с вопросами
духовного бытия народа и сохранения его исторической памяти. Г. Федорив любит
разворачивать повествование несколькими потоками. Это видим во всех четырех романах о
судьбу западноукраинского села XX века. Здесь имеется современная для рассказчика событийная
плоскость, а кроме того, существует и «нижний ярус» - ретроспективная линия, которая много
проясняет в судьбах героев и всей логике событий. Именно в этих широких ретроспекціях
подробно воссоздана драматическую историю поиска истины Якова Розлуча, которому не
суждено переиначить мир, и он усомнился, можно добротой изменить его.
Критика постоянно относила Г. Федорива
в последовательных и ярких представителей «причудливой» прозы. Этим не во всем точным
определением охватывались писатели, склонные к метафорически яркой
стилистики, фольклорных аналогий, различных параллелей и приемов сказочной
фантастики. Все эти отличительные черты прозы писателя не потерялись и в его
новом романе «Иерусалим на горах», хотя здесь автор не зашифровывает текст, а, как
говорят, называет вещи их именами. В произведении говорится и о преследовании
людей, которые пытаются беречь нашу историю и культуру, и о жестоких
расправы коммунистического режима с ними, и о облудливо-демагогический советскую
пропаганду, и об обреченности тех, кого называли диссидентами (погибает главный
герой романа в неравном поединке с власть имущими). Если «Каменное Поле»,
«Жернова» и «Волхвования человеческую» для упрощения определений можно назвать «романами
вопросов», то «Иерусалим на горах» в таком случае можно назвать «романом
ответов».
Новейшие произведения Романа Федорива -
романы «Чудо святого Георгия о зміє» (в кн. «Черная свеча от Їлени», 1996),
«Лисицы лают на щиты». Вдумчивому читателю «Отчего светильника» название
последнего произведения напомнит слова из манускрипта Ивана Русина, который в финале
«Отчего светильника» написал: «Князь умер... Что теперь будет с землей галицкой?
Хотел бы я верить присягам и крестном цілуванню боярскому, хотел бы... и не
могу, не имею права. Слышу-бу: лисы воют на черленії щиты». Как художник Федоров
верный своим творческим интересом, последовательный в своих замыслах и их воплощении в
художественные произведения.
М. Слабошпицкий
История украинской литературы ХХ ст. -
Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.