Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ЮРИЙ ФЕДЬКОВИЧ

(1834 - 1888)



ЮРИЙ ФЕДЬКОВИЧ

Дополнительная биография

Юрий Федькович (полное имя и фамилия - Осип Доминик Гординский где Федькович; имя Юрий писатель убрал в зрелом возрасте) родился 8 августа 1834р. в с. Сторонец-Путилов (теперь пгт Путила Черновицкой обл.). Отец его - спольщений шляхтич - занимал на время рождения сына и позже незначительные правительственные должности. Мать происходила из семьи украинского священника, однако в быту придерживалась крестьянских обычаев - эту черту перенял от нее и будущий писатель.

В 1846 - 1848 гг. Федькович учится в нижней реальной школе в Черновцах. Основательное и дополненное впоследствии знание языка, которое вынес Федькович из школы, стало предпосылкой его немецкоязычной творчества, которая началась в годы заробитчанских странствий юноши по Северной Молдавии и Румынии.

Первыми печатными произведениями Федьковича были немецкая баллада и романтическое повествование “Der Renegat (1859, следы баллады, опубликованной отдельно, утеряно).

Творчество на немецком языке писатель не прекращал до конца жизни, издав два сборника стихотворений (“Gedichte”, 1865; “Am Tscheremusch. Gedichte eines Uzulen”, 1882) и напечатав ряд стихотворений в журналах. Несколько произведений, в том числе немецкий перевод трагедии “Довбуш”, остались в рукописях. В немецкоязычной творчества Федькович разрабатывает преимущественно те же проблемы, разворачивает те же мотивы, что и в творчестве на украинском языке; нередко сочинение на немецком языке является переводом или перепевом его украинского произведения или наоборот. Поэтические писания Федьковича немецком языке были высоко оценены Нойбауером, получили положительные отзывы И. Франко, О. Маковея, чешского литературоведа К. Кадлеца. Выход сборника “Am Tscheremusch” приветствовала в 1883г. венская газета “Neue freie Presse”. Очерк о Федьковича подала “История немецко-австрийской литературы”.

С ноября 1852р. до февраля 1863р. Федькович находится на службе в цесарской армии. Представители молодой западноукраинской интеллигенции поощрили офицера австрийской армии начать писать также на родном языке. Первые украинские стихи Федьковича были опубликованы в брошюре А. Кобылянского “Slovo na slovo do redaktora Slova”” (1861) и восторженно восприняты читателями. Брошюра была направлена против “москвофильской” ориентации редактируемой Бы. Дідицьким газеты “Слово”. Образцы творчества не известного до тех пор поэта приводились с целью отрицания “язичія” далеких от народной жизни произведений, которые печатались в “москвофильских” журналах. Б. Дидицкий, однако, сам заинтересовался новым поэтом, обнаружив хорошо художественное чутье. Под его редакцией и с его предисловием 1862р. во Львове был издан сборник “Поэзии Иосифа Федьковича”.

Сборник состоит из двух разделов. В первом - “Думы и песни” - размещено 48 лирических стихов различной тематики. 10 произведений из более ощутимым повіствувальним сюжетом выделены в раздел “Баллады и рассказы”, среди них своеобразный цикл - баллады “Добуш”, “Юрий Гинда”, “Киртчалі”.

Еще находясь в армии, Федькович сближается с рядовыми солдатами, поет с ними народных песен и сам выступает в роли составителя “песен”. С этими напівфольклорними, напівлітературними произведениями связан его первый украинский стихотворение “Ночлег” (“Звезды по небесном граде”), составленный, вероятно, в мае 1859 г. во время похода полка в Италию. Фольклорные интерес Федькович пронес через всю жизнь, став великим знатоком, собирателем и популяризатором как поэтических (песни, частушки), так и прозаических (сказки, анекдоты, присказки) произведений. В рукописях писателя осталась фольклорная сборник “Лучшие песни русского народа на Буковине” (часть опубликована по советского времени), среди записей которой в отдельный раздел выделены “Песни Федьковича” - самостоятельные произведения поэта на фольклорные мотивы. Фольклористическая и этнографическая деятельность Федьковича нашла восприятия в том, что писателя был избран членом Юго-Западного отдела Российского географического общества (1873).

В 1863р. в львовском еженедельнике “Вечерниці” (идея его основания принадлежала Федьковичу) помещены первые его украинские рассказы - “Люба - пагуба”, “Сердце не научить”, “Штефан Славич”. Последнее из них уже написано по выходе из армейской службы.

Творчество характеризует Федьковича круг сквозных тем и мотивов: красота гуцульских обычаев изображенная им в многих стихотворениях и большинства рассказов, в драмах “Рулевой” и “Сватанье на гостинцы”; тяготы жовнірського жизни представлены в ряде лирических произведений первых лет, в поэмах “Новобранчик” (1862) и “Дезертир” (1867), в рассказах “Три как родные братья”, “Штефан Славич”; мотив дезертирства воплощено в трех поэтических произведениях одного названия “Дезертир”. Мотив этот, представленный как романтическая идея побега от казенного, официального мира, существующий также в других произведениях писателя. Постоянной для творчества Федьковича была тема опришковщины. Немало произведений посвящена разработке темы любви как “люби - пагубе”, ситуации выбора общественной роли героем и т.д.

Молодые деятели “народовского” движения привлекли писателя к сотрудничеству в изданиях “Цель”, “Нива”, “Правда”. Однако отношения Федьковича с литераторами “народовского” лагеря не были прочными. Кризисом в их взаимоотношениях обозначен львовский период деятельности Федьковича на посту редактора “народовского” общества “Просвита” (1872 - 1873 гг.).

За исключением непродолжительного пребывания во Львове, Федькович с 1863 до 1876р. жил преимущественно в Сторонке-Путилові, был несколько лет школьным инспектором Вижницкого округа. Он вынашивает планы преподавание в школах на народном языке, выдает “Песенник для хозяйственных детишек” (1869), где вмещает немало своих произведений для детей, составляет “Букварь” (не напечатан). Как педагог Федькович отстаивал связь школы с жизнью, хозяйственной деятельностью, критиковал засилье церковной схоластики.

В 60-х гг. Федькович активно выступает на страницах галицкой прессы с художественными произведениями (стихи, поэмы, рассказы и драмы), делает попытки расширения их тематики, развития поэтики, что, однако, не всегда находило сочувственную поддержку. В обстановке недоразумений с литераторами как “москвофильского”, так и “народовского” направления в Коломне в 1867 - 1868 гг. вышла новая, однако неудачно зредагована сборник Федьковича “Поэзии” (в 3-х выпусках). На видное место в ней была поставлена интересная, но в целом наслідувальна поэма “Мертвець”, между тем не было помещено высокохудожественный цикл “С окрушків” и другие произведения. Сборка, хотя в ней содержались выдающиеся образцы Федьковичевої поэзии - поэмы “Дезертир”, “Цыганка”, “На могиле называемого моего брата Михаила Дучака в Заставне” (1867), - акцентировала неуместно на формальной зависимости Федьковича от Шевченко, которую буковинский поэт определенный время терпел, пробуя выступить в непосильном и ненужной роли галицкого Шевченко”.

1876г. Ю. Федькович завершает поэтический цикл “Дикие думы”, что представляет собой своеобразный итоговый обзор художественных идей и мотивов его поэзии. Началом того же года датированы “Повести Юрия Федьковича” - книга, изданная мерами М. Драгоманова в Киеве и составлена с рассказов, что до тех пор печатались в периодике. Однако писатель на то время уже потерял интерес к прозе, преимущественные усилия сосредоточив на писании драматических произведений.

Федькович уделял драматургии значительные творческие усилия начиная с 1865р. Драматический род литературы писатель считал самым главным - как в проявлении способностей автора, так и в характеристике самой литературы, относя драму до поры ее расцвета. Первым драматическим произведением Федьковича была шутка в одном действии “Так вам надо!”. Позже (1884) Федькович расширил пьесу в трех действий, назвав ее “Сватовство на гостинцы”.

На бытовом материале выросла мелодрама “Наставник, или Стрілений крест” (первая, прозаическая, редакция - 1876, вторая, грустная стихотворная - 1882). Значительное место в произведению занимают поэтические переводы, прежде всего о короле Гуцула, что дремлет в Сокільському (влияние баллады Л. Уланда “Кениг Rothbart” и мифических теорий Нойбауера), внимание акцентируется также на отношении героев к “стріленого” креста, что влияет на их судьбу. Подобные мифические мотивы находятся в центре пьесы “Довбуш”.

Полное ее название - “Довбуш, или Громовой топор и знахарський крест”. Над этим произведением Федькович работал больше всего, создав три редакции на украинском языке (1867, 1876 и 1884) и две - на немецком (третья украинская и вторая немецкая редакции идентичны). Трагедия “Довбуш” была дважды поставлена на сцене - 1876р. в Львове и в 1877 г. в Вижнице, оба раза без успеха.

Несостоятельность политического мышления, что оказалась в образе Довбуша, характеризует в целом трагедию Федьковича “Хмельницкий” (1887 - 1888, три редакции).

В так называемый львовский период деятельности Федькович осуществил ряд переводов и переделок иностранных пьес авторов. Наиболее творческим подходом отмечается переработка комедии немецкого драматурга Е. Раупаха, получившей название “Запечатанный дворник” (при жизни автора не печаталась; в советское время с успехом ставится на сцене Черновицкого музыкально-драматического театра им. О. Кобылянской). С немецкого языка Федьковичем переведено драму Г. Готшаля “Мазепа”. Одним из первых среди украинских писателей Федькович обратился к наследию Шекспира, травестувавши его комедию “Укрощение строптивой” в “фрашку” “Как козам рога исправляют” (1872), а также переложив трагедии “Макбет” и “Гамлет”.

По сведениям биографов, Федькович, кроме перевода “Мазепы”, написал оригинальный драматическое произведение под таким же названием (до сих пор не известен), а также вынашивал планы написать трагедии “Гонта” и “Кара Діорді” (Кара Дьордій - деятель сербского национально-освободительного движения). Однако писателю не удалось полностью реализовать свои творческие замыслы.

В Черновцах, куда после смерти отца переехал жить Федькович, углубляется уединение писателя. Он отходит от любой литературной работы, дает волю древнем заинтересованности астрологией. В 1884р. буковинская интеллигенция делает попытки обратить писателя к литературной и общественной жизни. С января 1885 года. Федькович как редактор подписывает новую газету “Буковина”, где печатает несколько новых своих произведений. В следующем году местная общественность отметила 25-летний юбилей литературной деятельности Федьковича, что стало определенным поощрением его к дальнейшей работе. Умер писатель 11 января 1888 г.