Меняются времена и власть, жизненный уклад и человеческое мировоззрение. Но неизменными остаются высокие истины, изначальным остается человеческая потребность любить. Тема любви у всех народов, от древнейших времен и до наших дней, - всегда актуальна для искусства, ибо корни ее глубоко спрятаны в человеческом естестве.
Общепризнанными чертами украинской натуры есть мягкий лиризм, склонность к тонкого мироощущения, к поэтизации интимных чувств. Поэтому украинские поэты неизменно завораживающие и прекрасные в интимной лирике.
Максим Рыльский и Владимир Сосюра не составляют исключения из этого правила. Художественная совесть, что натыкалась на запреты и цензуру, пришлось обходить общественные проблемы. И поэтому интимная лирика была той отдушиной, тем не затравленным миром, где можно было оставаться искренним, быть собой.
Максим Рыльский - настоящий мастер поэтической формы. Хороший вкус и безупречное владение словом стали залогом того, что тема любви нашла в его творчестве чрезвычайно гармоничное воплощение. Созвучность влюбленного сердца и окружающего мира - основной мотив его интимной лирики.
...Опять слова, крепки,
Как темная медь, в тишине зазвучали.
Но рука безвладно выпускает перо, -
потому восстает в моих глазах
Женская фигура, как хрупкая льдинка...
(«Опять «Тадеуша» я развернул»)
Поэт склоняет голову перед женской красотой, очень тонко чувствует внутреннюю неповторимость, высоко ценя в прекрасной половине человечества благородство, изысканность, верность, способность понимать и любить. Ничто не может омрачить образ любимой в его поэтическом воображении:
Не знаю, где ты, кто ты, что ты ныне,
Все перекотилось без сліда...
И верю, как обреченно человеку,
До сих пор ты прекрасна и молода.
(«Письмо к утерянной адресатки»)
Интимная лирика Максима Рыльского тесно переплетена с пейзажной. Такое впечатление, что мир вокруг лирического героя облагораживается силой и чарами любви. И из цвета этой гармонии неизбежно имеет зродитися прекрасный плод:
Солнце скрылось в море, розы запахнуть п'яніше,
Руки ищут рук, уст алчные уста...
Дай же нам силы, богиня, в любви красивыми быть
И в заворожену ночь мудрого сына зачатий.
(«Нашу брачную постель вквітчали розы пахучие...»)
Светлая печаль, которой напоена интимная лирика Рыльского, в творчестве Владимира Сосюры, посвященной теме любви, сочетается с жгучей страстностью, невиданной силой чувства:
Так никто не любил. Через тысячи лет
лишь приходит подобное любви.
В день такой расцветает весна на земле
и земля убирается с утра...
(«Так никто не любил...»)
Воображение художника образ любимой смущает упоминаниями. Совмещенная судьбой с другим, она в незгасній памяти остается счастьем поэта, его желанной и единственной:
Словно сон... Я пришел из тумана
и лучом своим засеял...
И на тебя, чужую и любимую,
я и славу бы свою променял.
(«Когда поезд в загромыхает...»)
Как и в поэзии Рыльского, в интимной лирике Владимира Сосюры глубина и красота чувства вносит гармонию в мир вокруг лирического героя:
Васильки в поле, васильки в поле,
и у тебя, милая, васильки из-под ресниц,
и рощи синеют ген на горизонте,
и синеет счастье в душе моей.
(«Васильки»)
Любовь в душе человека сильнее всего. Поэт убежден, что этот благословенный Божий дар приобщает человечество к вечному:
Если бы собрать с неба все звезды
и все солнца из всех небес на свете, -
моя любовь будет гореть яркіш
за все солнца, на тысячи століттів. («Марии»)