Поэтому нам не было запасного обхода,
Единственное вело нас под пули и ножи:
Или упасть под небом достойно народа.
Или достоинство зарыть в частной пределы.
Так сказал наш поэт-современник Борис Олийнык об украинских рыцарей духа, к которым относятся Олег Ольжич и Елена Телига - художники, которые не только своим проникновенным художественным словом приближали светлый час освобождения Родины, а и стали в ряды борцов и жизнью заплатили за верность освободительным идеям. «Государство не творится в будущее, государство строится сейчас......- заявлял Олег Ольжич. «Тяжелое соревнования наши души зоре, чтобы колосились зерна победы...» - твердила Елена Телига.
Правду говорили римляне, поэтом нельзя стать, поэтом надо родиться. Как на пророков, сходит на них Дух Святой, открывая вещи, не доступные простым смертным. Поэтами с Божьей ласки были Елена Телига и Олег Ольжич Оригинальные в образах и идеях, гордые в жизни и поэзии.
Ветрами и солнцем Бог их путь обозначил. Ступали ним в экстазе своего горячего сердца. Шли по жизни, словно по лезвию ножа: под высоким напряжением опасности.
Им, украинцам по происхождению и по самоусвідомленістю, берег родной то отдалялся, то приближался, но всегда был священным...
В нашей истории не часто встретишь такого человека, как Олег Кандыба. Строго последователен в своих поступках, преданный национальной идее до конца, необыкновенно одаренный природой, он достиг высоких взлетов в различных сферах науки и общественной жизни.
Литературовед Леонид Череватенко так определил его индивидуальный художественный почерк: «Для стихов Ольжича характерен лаконизм высказывания, внутренний динамизм, склонность к поэтике классицизма.
Сквозным для поэзии Ольжича является интеллектуально-философское осмысление бытия («Пророк», «Господь богатый благословил нас»). Ряда стихотворений («Захочешь - и будешь», IX) свойственны увлечения героикой борьбы, идея жертвенности во имя национального освобождения (цикл «Незнакомому воину»).
Елена Телига имела особый тип мировоззрения, в котором героизм был высшей добродетелью, ориентиром, призванным направить всю энергию на национальное освобождение родного народа в поединке между двумя империями.
«Украину может спасти новый тип украинца», «Украинская нация нуждается в людях, которые умеют жить, творить и умирать для своей Родины», - отмечала поэтесса в своих статьях .
Ветрами и солнцем Бог мой путь наметил,
И там, где надо, - я твердая и суровая.
О край мой, моих ясных приветов
Не получал от меня ни один враг.
Олег Ольжич был настоящим, а не шароварным патриотом, никогда не принадлежал к тем, что (как изображены в его цикле «Неизвестному воину») читали газеты, любовались прошлым, радовались годовщиной и ничтожными делами, считая именно это проявлением любви к Украине.
Самым интересным среди произведений исторического звучания на украинскую тематику является «Зимовник». Именно слово, вынесенное в название, означает казацкое, одинокое поселение среди степи. В стихотворении это имение значительного товарища, представителя казацкой старшины с Низового братства. Читатель будто медленным взглядом самого хозяина - запорожца - охватывает его жилище, табуны лошадей, большое богатство. Все здесь добротное, устойчивое, на всем чувствуется уход и неусыпная работа. Но старый казак хмурится, его не радует даже красавица дочка, потому что в Киево-Могилянской Академии заканчивают науку три сына, для которых запорожец, словно Тарас Бульба, уже подготовил оружие для поступления в казацкого коша.
Казацкая тематика прослеживается и в поэзии «На темных кладках седой реки», где в образах молодых матерей воплощено собственно образ Украины.
В патриотической лирике Олег Ольжич на чудо исповедальный. Глазами своего поколения он смотрит на мир в циклах стихотворений «Городок. 1932» и «Неизвестному солдату». Даже для нашей молодежи актуальны строки:
И видели детские глаза твои,
Широкие и похожие на рану,
Как люди, что знали освободительные бои,
Подобострастно кланялись господину.
И слушали уши, когда учителя
Учили, нечестно-лукавые,
Лучити гонори своей земли
В службу враждебной государству...
И встала уродливая обнаженная суть
Медленно предательства идеи.
Не может, не может, не может же так быть,
Притворщики и фарисеи!
В своем творчестве Телега стояла на грани, где заканчивается спокойствие, серость будней и начинается полыхающего огня борьбы, настоящей жизни.
Что прежде всего поражает при знакомстве с поэзией этой необыкновенной женщины? Искренность. Поэзии Телиги насквозь автобиографичны. Лирический герой их-сама поэтесса, поэтому с полным правом можно сказать, что творчество Телиги - это ее жизнеописание.
Сквозная тема ее творчества - протест против равнодушия, серости, стремление полноты жизни, а еще - борьба и героизм, любовь к родной земле. Поэзия Телиги - это поэзия мужества борьбы за Украину, протеста против всякого мещанства и самоудовлетворения.
Не раз говорю: соревнуйся и ищи!
Всматривайся в глаза страстей и отречений!
«Накануне»
Ты в тень не уходи. Тривай в пекучій игре.
В ослепительное сияние не бойся смотрит.
«Все - только не это!
Не эти спокойные дни»
Поражает поэзия «Острые глаза раскрыты в мрак». Понравилась она мне каким-то странным сочетанием простоты формы и глубины мысли, умением психологически точно передать душевное состояние лирического героя, который потерял что-то особенно важное для него. Возможно, навсегда. Осталось только воспоминание. И боль, которая не дает заснуть, обостряет восприятие. Ночь... В комнате мрак, но перед внутренним взором снова и снова (будто это было вчера!) проплывают картины прошлого. Проходит час... Четыре... пять... вечность... и силы нет терпеть эту боль. Нет! Человек должен становиться над своей болью, если она хочет достичь чего-то в жизни - вот главная мысль стихотворения. Потому
Только тем данная победа,
Кто и в боли смеяться смог!
Сознательно выбрав себе тернистый и опасную судьбу борьбы во имя высокой цели - освобождения Украины , Олег Ольжич и Елена Телига вернулись из забвения в бессмертие. Как реквием звучат слова рыцаря украинской государственности:
Черно кругом или бело - не остановит движение.
Может сломаться тело, но никогда - дух.
|
|