С порога смерти возвращается к нам творчество Григория Михайловича Косынки (настоящая фамилия - Стрелец). Возвращается, чтобы напомнить о тех людях, которые жили верой в светлое будущее, без всяких компромиссов встречали проблемы послереволюционной эпохи. Имея веселый нрав и энергичный характер, писатель активно пропагандировал свои произведения: мастерски читал их перед любой аудиторией. Любили Косынку и любили его произведения. Почему? Да потому, что писатель в отношении к правде жизни, к правде характера крестьянина был кристально честным.
Стремясь поднять общечеловеческие ценности: добро, мораль, справедливость, Косынка в своих новеллах показал страдания украинского крестьянина, его радости, стремления, переживания. Пытаясь разобраться в тех событиях, которые происходили в обществе, писатель искал ответы на вопросы в жизни и судьбы своих литературных героев.
Читаем рассказ "Политика". Честный Мусий Швачка, которого на селе дразнили Политикой, собирается на колядование в своих богатых - по женщине - родственников. Упрямый, горячий, он уже три года с родственниками "на ножах" - их земли комнезамам раздавал. Не хочется ему ехать на это колядование, потому что знает: богачи будут вспоминать, как у тестя шесть десятин земли отрезал, как у дяди Андрияна вывел быков со двора...
Так и произошло. Закипела ссора. Ухватились за ножи, Швея - за браунинг, погас свет ночника - и не стало защитника комбедовцев Мусия Швеи, который осуществлял правильную политику на селе.
Григорий Косынка в этом рассказе открыл безжалостную правду разграничения украинского села, на одном полюсе которого комбедовцы, на втором - кулаки и середняки. Мы видим, что автор в художественном анализе внутреннего переживания проблемы земли своими героями не допускает никаких компромиссов. Не жалеет и бедняка, который получил землю и ослеплен торжествует-радуется, потому что он счастлив. И как дальше будет развиваться революция, его не интересует. Безжалостно развенчивает и неистовую ярость кулака, который возненавидел голодного соседа за его надежду на собственную землю.
На примере трагедии Мусия Швеи писатель показал трагедию народа, что теряет моральные ценности сохранения рода. Обманутые люди становились жертвами своих идеалов.
В произведении "Помолвку" Косынка продолжает рассматривать проблему классового расслоения на селе. Богач Петр Рудык, чтобы спасти добро от коммуны, хочет свою дочь Наташу выдать за сына беднячки Мелашки. И порядочный Мелашка не хочет чужого добра, не хочет она жить в коммуне, потому что психологически не готова к этому. Мечта крестьянина - собственная земля, а здесь - коммуна.
Мы видим, что произведения Григория Косынки были воспроизведением общечеловеческих проблем периода гражданской войны. Люди ждали перемен, ждали земле. И оправдались ли эти надежды?
Писатель вместе со своими героями стремился разобраться в водовороте событий, помочь крестьянину понять ценность бытия. Конечно, симпатии автора были на стороне бедных. Но в его произведениях не видим идеализации жизни. И кулак, и бедняк ищут выхода. Перед нами (в новеллах писателя) проходят герои со своими драмами и трагедиями, надеждами и разочарованиями. Жестокая эпоха порождала такие произведения. Моральные ценности существовали вроде бы для общечеловеческого блага. А где оно? Писатель сам стал жертвой эпохи, которая обещала блага всем угнетенным.
Современность свидетельствует, что нельзя построить счастливую жизнь, когда обесценивается мораль, уничтожается человек.