Творчество Николая Хвылевого стала по-настоящему выдающимся явлением в истории украинской литературы. Хотя за свою короткую жизнь писатель создал не так уж много произведений, однако каждый из них - глубокий, насыщенный психологизмом, волнующий.
Новелла «Я (Романтика)» не просто волнует и заставляет задуматься - это г, что шокирует, возмущает, трогает самые глубокие струны души. Так романтично начинается новелла, такой трепетный, нежный, журливий образ матери создает автор... и так страшно все заканчивается! Даже не так поражают читателя образы преступников, убийц, созданные писателями, как поражает образ главного героя «Я (Романтика)». Просто внезапно осознаешь, что это не единичный случай, что в те трагические страшные времена таких чекистов было много, не тысячи, и каждый из них был способен на подобное. Что это? Временное затмение, но это же не преступление одного человека, это, как ни странно, история. Как на меня, просто абсурдно! События новеллы М. Волнового нельзя назвать историей (просто язык не поворачивается). Это, скорее, парадоксы истории...
«Я чекист, но я и человек», - говорит главный герой в начале произведения и сам себя опровергает, причем не словом, а делом. Разве убийца собственной матери - человек? Еще более парадоксальным является то, что он («м'ятежний сын» матери Марии) не зверь, не жестокий человек от рождения, а человек, который страдает от раскола, от раздвоения собственного Я, он фигура Не только негативная, но и трагична по-своему. В персонажи соревнуются две его сущности, однако побеждает хуже.
Читая новеллу, я постоянно задавал себе вопрос: откуда все это? Откуда возникают такие события, что их влечет? Ведь человечество, создавая новую идеологию, стремится достичь прежде всего мира, спокойствия, согласия и справедливости. Вряд ли люди сознательно будут придумывать что-то против самих себя. Но так часто в самом начале лучшие идеи и цели перерастают в войны, противостояния или утопические неестественные теории... Наверное, это тот самый случай. Стремясь равенства прав и равенства экономического, человечество получило не самую страшную идеологию XX века - коммунизм, который путем массовых убийств боролся с любым человеком, которая отличалась от массы (даже если эта «неровность» была в наличии собственного мнения, в собственных жизненных принципах). Как страшно иногда искажаются самые лучшие идеи! И как страшно все это, в конце концов, может исказить душу человека, превращая его в зверя!
То же произошло и с героем новеллы «Я (Романтика)»: стремясь «тихой загірної коммуны», он становится автоматом, механизмом, не способным ни на какие человеческие чувства. Сам герой вроде бы мимоходом говорит в произведении «Я вошел в роль», - эта фраза, короткая и будто неважно, на самом деле является принципиальным! В каком-то состоянии аффекта, отдавая страшные приказы о расстрелах, человек все равно еще тогда осознает, что это только роль, это не естественная нормальное человеческое поведение, а роль, бессмысленная, абсурдная игра. К сожалению, в те страшные времена в такую «роль» вошли не тысячи и мало кто из них осознавал, что на самом деле происходит. Почему люди не понимали тогда, что через убийства и измену, за потерю человеческого облика невозможно найти «тихую загірну коммуну», да и вообще любое «тихое»? Или будет «тихо» (то есть спокойно, гармонично) чувствовать себя человек, на совести которой чья-то жизнь или сотни их?
Мать главного героя новеллы зовут Марией. Мне кажется, автор не случайно выбирает это имя, скрыто сравнивает мать-Марию с образом Божьей Матери, библейской Марии. В течение столетий этот образ был символом спокойствия, чистоты, человечности. Поэтому, убивая мать, главный герой убивает в себе человека, убивает покой и чистоту не только внутри себя, но и в окружающем мире, что не может стать справедливым, когда в нем творятся такие страшные вещи, - настоящие парадоксы человеческих душ, искаженных и обезображенных, парадоксы истории...