Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-30-х ГОДОВ XX СТ.
ПРОЗА
ОСТАП ВИШНЯ
Так и пишу

Часто писателей спрашивают, как они пишут. Герой-рассказчик на это часто отвечает в шутку: «А так пишу: беру бумагу, беру карандаш, сажусь себе и пишу себе...» Вряд ли можно, по его мнению, научить кого-то писать художественные произведения, а вот научиться можно.

Работать в газетах начал поздно, когда ему было уже тридцать с лишним лет. Теперь у молодежи и семилетки, и десятилітки, и техникумы, и университеты и академии - не знаешь, за что ухватиться. Раньше было «легче» - закончил две, три, а всего четыре зимы образования - и хватайся за батожок.

Учились тогда только на русском языке, украинских школ с царских времен не было совсем. Герою-рассказчику пришлось фельдшерувати с одним очень образованным врачом, который и помог ему в изучении украинского языка и литературы поощрил. Он же посоветовал и в газеты написать, но тот его первый сообщение выбросили в корзину.

Ушел в Харькове до газеты «Известия ВУЦИК», спросил работы «любой», мотивируя тем, что хорошо знал украинский язык (а таких знатоков в то время было мало!). Начал работать переводчиком. «Удачи... с детства был не сказать, чтобы очень грустной, а совсем наоборот: по молодости смеялся весело и розложисто». Как-то переводил зарубежную телеграмму, что показалась смешной. Взял да и написал к ней фельетоны (не любил этого слова, поэтому придумал свое, «улыбка»), отдал завотделом. И прочитала и расхохоталась, а потом редактор велел напечатать в газете.

Так и работал то за редактора, за то секретаря, то за корректора. Как-то написал улыбку «для внутреннего потребления» о редакционные дела. «Смеху было, хоть лопатами вигортай!» Все начали уговаривать писать. Поэтому и начал писать. «Иногда получалось, иногда не получалось... Потом стало чаще «выходить», чем «не выходить». Началось чаще браться за Гоголя, Щедрина и Чехова... Читал, думал: «Почему смешно? Откуда смех?» Достал словари, сборники пословиц... и т. д. и т. др. И прислушался. Прислушался и в трамваях, и на базарах, и по ярмаркам, и по поездам - почему смеются, чего так весело?.. И записывал.

Теперь, когда есть институт литературы, факультет журналистики, молодые легче будет начинать. А тогда приходилось до всего доходить ощупь.

Разные писатели пишут по-разному - одни сразу, другие много раз переписывают, дорабатывают - кто как, каждый имеет свою манеру и больше к чему-то талант - до повестей и романов, до стихов, до сатиры и юмора.

Например, свою знаменитую «Зенитку» Остап Вишня вполне выдумал. Ему «хотелось в те далекие, грозные времена написать что-то очень веселое, ... чтобы люди и на фронте, и в тылу таки по-настоящему засмеялись... Одновременно... юмореска играла и определенную, так сказать, мобилизационную, ободряющее роль».

Героями «Зенитки» он сделал двух дедов - деда Свирида и его кума, ведь «с врагом воевал весь наш народ, что имел силу держать в руках как не винтовку, то хотя бы вилы».

«Пример войны деда Свирида с его бабой Лукеркою» привел потому, что это смешно. Долго советовался с товарищами, боясь кого-то обидеть, проверял, смешно, читая произведение своей родне.

Иногда какой-то газетный факт из жизни может подтолкнуть к написанию фейлетона, например, восемнадцать сторожей-родственников в одном из колхозов, закрытый на огромный замок сельский клуб и др.

«Но, разумеется, лучше видеть жизнь своими глазами, изучать его, быть среди народа, поэтому самыми полезными всегда бывают поездки в колхозы, на фабрики, заводы, шахты и т. д. и т. др. Сатирикам и юмористам это еще нужнее, чем кому-то другому. Письменникова оружие - речь, слово. Веселую юмореску, фейлетона, острую (сатиру нельзя написать спокойной, холодной, пусть даже и найлітературнішою языке. У сатирика и юмориста речь должна быть живая, |острая, остроумная, приближенный к языку, на котором разговаривает народ. Поэтому п приходится прислушиваться, записывать, знакомиться с фольклорными материалами и т. д. и т. п.».

 

Комментарий

В улыбке «Так и пишу» Остап Вишня с присущим ему юмором и самоиронией делится секретами своего мастерства: он старательно изучал сатирически-юмористические произведения классиков, наблюдал за жизнью, записывал интересные выражения, народные пословицы и анекдоты. Самым главным для себя писатель считал поддержать (трудовой народ, подбодрить его, указать на ошибки и недостатки, но при этом - с любовью и уважением к человеку.