Эстетическая ценность - способность любого явления, прежде всего произведений искусства, вызывать эстетическое чувство, давать человеку духовно-интеллектуальное наслаждение (удовольствие), обогащать его внутренний мир. Такая способность обусловлена качествами, свойствами, особенностями тех явлений, которые им присущи и имеют значение, смысл для человека. Е.ц. художественного произведения как целостной структуры ощущается читателями по-разному, но при этом есть один индикатор - эстетическое чувство или хотя бы эмоциональное потрясение, которые возникают у каждого читателя под влиянием воспринятого произведения. Это предопределяется, с одной стороны, родо-жанровой, содержательно-стилевым своеобразием произведения, а с другой - опытом и наставлениям читателя как реципиента. Одни читатели направляют свое внимание на содержании произведения, проблематику, фабульно-сюжетную слой его структуры, и для таких читателей ценными являются именно они (элементы формы произведения остаются без внимания, они "невартісні"). Другие сосредотачиваются прежде всего на том, как произведение "сделано": следят за композиционными сопоставлениями, языковыми бинарными оппозициями (их "переливами"), утешаются поліголоссям, преобразованием текста как знаковой системы в текст-чтение - все это, объективно существуя в структуре произведения, составляет для них Е.ц. Для этой категории читателей искусство слова - самодостаточная стоимость как словесное творчество. Существует третий тип реципиента, который воспринимает гармонию змісто-формы (или отсутствие таковой) произведения и для него Е.ц. определяется общественным весом тематики-проблематики, психологической убедительностью типажа, остротой сюжета, мотивированностью композиции, богатством языковых форм. Такой подход к пониманию Е.ц. может считаться наиболее оптимальным.
|
|