11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Человек и природа в поэзии Максима Рыльского
Люби природу не как символ
Души своей,
Люби природу не для себя,
Люби для нее
М. Рыльский
Красота природы родной земли вдохновляла многих художников на создание выдающихся шедевров. Природа, ее гармоничная красота и щедрость присутствуют и в лирике и поэтическом эпосе М. Рыльского, в его очерках и рассказах. О роли природы в развитии литературы и искусства поэт высказал ряд ценных мыслей в научных статьях? «Природа и литература», «О человеке, для человека». В них художник обосновал «благотворное влияние природы на все участки человеческой жизни». Рыльский с детства любил в природе, работал постичь ее тайны:
Разве конечно шелестит трава,
Когда ребенок в саду гуляет?
Нет! Кожная былинка там живая,
Насекомое каждая что-то рассказывает,
И каждая что-то рассказывает
И каждая комок серой земли
Для нее - сказка и красота бесконечная!
Лирический герой Рыльского никогда не считал себя «царем природы». Он - ее талантливый ребенок, верный и заботливый сын, а природа - вечный и неисчерпаемый источник жизни и творчества.
Она - это мать. Будь же сыном,
А не эстетом.
И станешь ты не папіряним -
Живым поэтом.
С ощущения красоты своей медвяной земли - этой «земледельческой» родились в душе поэта высокие чувства патриотизма и любви к человеку, который своим трудом оживляет, украшает землю.
Радость глазам сердцу приносит и нива белой гречки, и красной помидоры, и молочно-синие поля, и серебро лесной воды, и золото спелой пшеницы и осеннего леса.
В поэзии Рыльского природа - «храм и мастерская».
Образ былинного богатыря Микулы Селяниновича в поэзии «Легла зима» является символом молодого человека, который, получив в городе образование, возвращается в деревню, чтобы своими знаниями и трудом обогатить землю:
Он даст земли, Микула, новочасний,
Неизвестную мощь - процветет земля
И станет лан - как состояние злато поясное,
И новые всходы випестить пашня.
В размышлениях о благосостоянии народа художник не продивляє цивилизацию первоначальной природе, а утверждает, что только гармоничное единение природы и культуры станет источником человеческого счастья:
И для тебя, колено земное,
И звезды гореть и домны,
Польются реками скрипки,
Ковром простеляться металлы.
Символ «братского единения» полей и рощ благоуханних с электрическим кругом світляним - «ласточки на телеграфнім проволоке».
Человек не должен господствовать над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом. Согласно законам природы люди должны своим трудом и умом предоставлять ей новой, высшей красоты.
Герои многих лирических портретов Рыльского - это гуманисты, которые ради Счастья народа упорно работают над улучшением и совершенствованием природы. Так, в образе простого деревенского садовника-самоучки Тодося, который выводит новые сорта плодовых деревьев, своим трудом вливает в родную землю «силу ума живую», утверждается гуманистическая суть преобразования и обогащения природы: «...та то человек вяжет для человека новые гирлянды из новых ягод».
В дни Великой Отечественной войны наш народ самоотверженно защищал родную землю, ее красоту, природные богатства. В стихотворении «За родную землю» Рыльский призвал идти «в бой за наши нивы, наши ясные зори, за наши тихие воды». Величественный образ родной украинской земли предстает в поэме «Слово о родной матери». Природа Украины и ее культура составляют здесь неразрывное единство через картины природы, ЕЕ краски, благоухание автор опоэтизировал родную землю, ЕЕ неповторимую красоту и щедрость.
Все блага земные творятся человеком и для человека. «Хвала земле, стократна честь - человеку!» - провозглашает поэт. Покорение же природы осуществляется во имя грядущих лет и столетий».
Герои произведений Рыльского, покоряя «силы матери-природы», стремятся «стократ умножить ее щедроту». На этом акцентирует поэт в «Миргородских записях». А в цикле «Др. И віддарунок» указывается, что добрые взаимоотношения человека с природой подобные щедрой дружбы собратьев. За труд и любовь человека природа благодарит ей своими дарами.
Во многих торах Рыльского звучит призыв подходить к природе разумно и гуманно, ибо она - нам защитник и хороший друг. В стихах «Лес» и «Разговор с другом» ведущая идея - беречь природу для счастья современного и будущего поколений:
Тот, кто любит ростки клена,
Кто дубравы молодежи растит,
Сам достоїш человеческой любви,
Потому что живет и работает для веков!
Пейзажная лирика Рыльского развивает высокие эстетические вкусы, учит человека быть созерцательной, сердцем и умом воспринимать природу:
В зеленых лаврах, в синий светотени,
В сиянии солнца и вишнях в цвету,
В огне роз, в мерцании моря
Увидит каждый может красоту.
Книга стихов «Розы и виноград» раскрывает богатство духовного мира наших современников, которые «по законам красоты» творят новую жизнь, приумножают богатства природы.
Все герои тонко чувствуют красоту природы, своим трудом создают материальный и духовный достаток общества - необходимое условие человеческого счастья. Поэт утверждает гармонию красивой и полезной, как духовная установка звучат строки:
У счастья человеческого два равных есть крылья:
Розы и виноград, красное и полезное.
В творчестве Максима Рыльского создан полнокровный образ человека, что имеет «сердце друзей одкрите... ум в других внимательный», чувствительной к красоте окружающего мира. ей дорогие «синие рассветы над водами, шум в лесу зеленый и шум золотой, соловьиный пение и песня человеческая, скромная шиповник и гордая роза». Она живет в согласии с природой и обогащает ее новой, несравненно высшей, неизвестной ранее красотой.
|
|