Жизнь - это борьба: с окружающей средой, с другими людьми, с самим
собой. А там, где есть борьба, там столкновение интересов, конфликт. И это есть
общечеловеческая ценность, и от этого не убежать. Ведь бежал Александр Чацкий от
московского общества, и его неприязненность к дворян не уменьшилась за годы
странствий. Но что же манит его сюда?
Но любовь не имеет ничего общего с умом, и парень будет в доме
любимой, чем бы это грозило ему. И, видно, он считал, что они смогут
от всех спрятаться.
Однако еще никому не удавалось быть счастливым отдельно от мира, который
догоняет нас всегда. Он у нас. В молодому, влюбленному, самодовольному
Чацькому, который не смог разглядеть соперника в безрідному Молчаліні. В юной деве
из московского дома Софии Павловне, которая так похожа на жену Платона
Горича.
Когда Платон Михайлович Горич, видно, был настроен так же, как
Чацкий, иначе не были бы они такие дружные. Он не смог преодолеть московское
воспитание жены, и вот он потолстел, забрезкнув.
Проиграла свою борьбу с Москвой и Софья Фамусова, «страх как
похорошела». А когда она разделяла взгляды Чацкого на московское общество
в целом. Однако быт с’ел и
ее душу, и она предпочла умному и терпеливому Молчаліну. Софию
покинула мудрость, а впрочем, ум и не нужен фамусовському
обществу.
В столкновения с общим порядком вещей и вступает Александр Чацкий. Он
не подчинился незаметного влияния быта, его не купили ни деньги, ни чины, ни
зв’связи с власть имущими, ни
перспектива кар’еры. И тогда
против него ополчилась вся московская рать во главе с Фамусовым и Скалозубом. А
София, да, на кого он рассчитывал и кому доверял, его предал, причем не
один раз. С чистой истиной можно бортися только грязью, и вот герой оклеветанный, и
вскоре его любовь не превратится в ненависть, а на
пренебрежение.
Конфликт состоялся и решения’связался не на пользу «личного», ибо оно не
сошлось с «общественным». И так бывает всегда: в столкновении личного и
общественного всегда побеждает общественное, иногда полностью уничтожая личное, даже
если оно совпадает с общественным, и торжествует Зло. Так произошло, например, с
Молчаліним.
Так что никакого спасения от «общественного» в жизни, наверное, нет, разве что
только на самом деле с’ехать с
смысла. Да и то не оставят в покое, поэтому честный человек в обществе мерзавцев
будет неизбежно страдать: или через силы Зла, или потому, что, пожив жизнь,
поймет, что не для того родился, что имел вообще другое назначение на
Земли...