Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Иван Котляревский
Когда происходит действие в пьесе «Наталка Полтавка» И. Котляревского?

Время действия в пьесе не обозначенный ни самим автором, ни одним из персонажей. Казалось бы, это не так уж и важно. Но современники И. Котляревского - и известные, и малоизвестные драматурги - то в ремарке, в репликах персонажей считали нужным акцентировать на этом. «Какое теперь латание? Неделька праздника, забыл ты, католиче» («Сватанье на Гончаровке» Г. Квитки-Основьяненко); «Разве ты не знаешь, что сегодня Купала на Ивана? ...Еще там и сватовство запивают» («Купала на Ивана» С. Писаревского); «В праздничный день, в субботу после обеда, гуляли на улице крестьянами» («Волшебство...» К. Тополя). Т. Шевченко в «Назаре Стодоле» сценическую интригу выстраивает под рождественский сочельник, а М. Костомаров в «Переяславской ночи» - в ночь под Пасху. Как видим, действие в названных драматических произведениях (а это подавляющее большинство из драматического наследия первой половины XIX ст.) происходит в нерабочее время-в праздник или просто в воскресенье.

В «Наталке Полтавке» нет никакой прямой ссылки на праздничное время действия, но есть отдельные элементы ее развития, указывают на это. Выборный Макогоненко после выпитой с заседателем Щипавкою кварты вишневки идет распевая улицей села. Такое поведение в будни расценивалась бы народной моралью как явление недопустимо и греховно. Ведь на протяжении веков в народе выработалась и вступила в силу морального закона определенное поведение крестьянина во всех жизненных ситуациях. Понятно, что И. Котляревский, хорошо знаком с бытом современного ему села, не мог не предвидеть этого в своем художественном творчестве. Ведь имеем многочисленные свидетельства современников, что «знания Котляревским истории Малороссии и вообще всего, что касалось народного быта Украины, были довольно основательные».

Праздничное время как время действия утверждавшийся и одним из компонентов сюжета и композиции: полотенца в будни Наташе не надо подавать. И хотя в одной из ремарок сказано, что Терпилиха прядет, а Наташа шьет, однако это не более, чем сценическая заставка. Действие в пьесе происходит в течение одного дня, а кульминационным моментом этого дня является сватовство и все, что вокруг него происходит. Сватов же ссылали если не в праздник (исключение составляли Рождество и пост), то просто в воскресенье. Не случайно в одной из народных песен указано: «Ой дай, Боже, воскресенья дождаться: Пошлю людей девушку сватать».

Праздничное время как время действия привносився в драму вместе с обрядом, отведен был в народе для решения важных дел. Обрядами сопровождались важнейшие моменты жизни. В сценах помолвки, сватовства, свадьбы как одних из найвизначальніших в жизни человека отчетливо проступают важные жизненные проблемы, раскрываются человеческие характеры. К тому же обрядовые сцены чрезвычайно театральные, сценические по своей природе, а поэтому введение их в драматическое произведение было органичным и несложным технически. В «Наталке Полтавке» И. Котляревский избегает детального воспроизведения сватовства, но использует социально-психологический подтекст обряда: девушка, которая подала полотенца, считалась в народе преданной мужу навечно. Возвращение Петра наполняет ситуацию новым содержанием: Наталья как натура волевая, способная на протест против духовного угнетения, решительно заявляет матери, что одрікається от Петра, но и за возним никогда не будет. Конфликт достигает наивысшего напряжения, в один узел завязываются все сюжетные линии произведения. И все это достигается в сцене сватовства. А сам обряд сватовства был связан с незаурядной днем, что и конкретизирует время действия «Наталки Полтавки».