Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Катарсис (греч. kathаrsis - очищение) - в древнегреческой философии - сущность эстетического переживания, обусловлена освобождением души от тела, от страстей и наслаждений (Платон). Ввел термин Аристотель в "Поэтике" для определения трагедии, в которой происходит очищение эмоций искусством (она "при помощи сострадания и страха воспроизводит катарсис подобных аффектов"). Большинство искусствоведов К. рассматривает в этическом аспекте, виповненому эстетическим смыслом, когда реципиент страдает вместе с литературными персонажами. Первым такой взгляд отстаивал Маджи (1550), его разделяли классицисты, Г.-Е.Лессінг, Г.-В.-Ф.Гегель и др. К. в драматическом и прозаическом произведении связан с композицией, с напряженными коллизиями сюжетных линий, которые решаются слишком драматично (финал повести У.Самчука "Мария", где отец вынужден убить здегенерованого сына, а сам податься без вести). В поэзии К. реализуется через градацию, напряженную динамику лирического сюжета, завершувану "вибухоподібною" концовкой, пуантом, что имеет в основном сжатое, иногда афористическое формулировки. Такой принцип присущ подавляющему большинству стихов Є.Плужника, О.Близька, Лины Костенко и др. Классическим примером К. в лирике может быть стихотворение Д.Фальківського "И впервые ударили пушки", где с помощью ненастанних анафоричних приемов (на начале четырех строф) создается мощное поле переживания трагедии аморальной гражданской Войны, розв'язуючись в пуанті мнением глубокого философского обобщения:

А там, где лен исписывает тени.

Чья-то разбитая голова

Вп'ялась глазами в небо синее,

Прокляв человечность и права.

Основа К. усматривается в стихотворных произведениях определенной строфічної строения (сонет) и жанровых разновидностях (баллада, драматическая поэма и т.п.). К. присутствует, в основном, и в новелле (проза), и в трагедии (драма) и др.