Краткое изложение произведения
ЛИТЕРАТУРА УКРАИНСКОГО РОМАНТИЗМА ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Большой погреб
Три души. Через село Суботов летели три белые птички - три человеческие души, что их за грехи святой Петр не пускает в рай, и сели на кресте старой церкви.
Первая душа, как была человеком, звалась Прісею. Она родилась и выросла в селе Суботове, родовом гнезде Богдана Хмельницкого. Все любили хорошую девочку. Прися играла с сыном гетмана Юрой, сам Хмельницкий носил ее маленькую на руках. А как выросла, стали к ней свататься, она уже готовила рушники для сватов. Однажды пошла по воду и перешла дорогу с полными ведрами Богдану Хмельницкому, когда он ехал присягать Москве. За это ее не пускают в рай. Вторая душа вспоминает о том, как войска Петра i взяли Батурин и залили его кровью. Были убиты мать девочки, а ее отдали москалям для развлечения. Девушка убежала, спряталась на пожарище. Когда она несла воду, ехал царь и попросил напоить коня. За то, что она дала воды коню Петра i, ее не пускают в рай.
Третья душа наказывается за то, что когда была младенцем, улыбнулась царице Екатерине II, злейшему врагу Украины. И именно плыла по Днепру до Канева.
Души полетели в лес на ночлег.
Три вороны. На место раскопок прилетели три вороны - украинская, польская и русская. Первая похвасталась, что сожгла гетманскую столицу Батурин, загатила Сулу казацкими старшинами, уничтожила силу казаков в войне со Швецией, на строительстве Петербурга, задушила в тюрьме славного гетмана Полуботка.
Вторая ворона сказала, что помогала польским магнатам, Радзивиллу и Потоцкому, которые восстали против царя, а потом предали свой народ и сбежали в Париж. Своим предательством они «... разлили по реку крови И в Сибирь загнали Свою шляхту...»
Третья ворона похвасталась, что передушила шесть тысяч душ на строительстве железной дороги Петербург-Москва, хорошо служила московскому царю - Мучителю (Ивану Грозному) и Петру И, превратила крестьян в крепостных, развела страшную силу «дворянства в мундирах» (чиновников).
Три лирники. Три лирники-калеки шли в Суботов петь людям о Богдане, о казацкие победы под Яссами, под Желтыми Водами, под Берестечком. Пока старцы спали, начались раскопки погреба И (погреба, склепа). Хотели найти там сокровища, оставшиеся от Богдана Хмельницкого, а нашли сами кости. Исправник, который руководил работами, очень злился, избил казака, калек-лирников. Пожалуй, если бы Богдан был жив, и ему бы перепало. «Москва раскопала в Субботове лишь малый погреб, а Большого того же погреба Еще и не дошукалась».
Комментарий
В поэме-мистерии «Великий льох» автор в алегоричнії форме выражает категорическое осуждение малейших отступлений от чувства национального единства. Те, кто вольно или невольно способствуют, помогают врагам Украины, заслуживают осуждения, они грешники, которым не место в раю. Это произведение долгое время был неизвестен читателям, ибо затрагивал острые проблемы, которые не потеряли своей актуальности и по сей день.
|
|