10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Символика желтого цвета в повести Панаса Мирного Злые люди»
В ходе постоянного изменения настоящего и прошлого времен взаимодействуют миры реальный и ирреальный. Последний выполняет функцию воспоминаний, которые появляются в сознании героя. Процесс перехода в другой часовой пространство происходит вне сознания героя по воле автора. События прежней жизни появляются у Раздолбая на подсознательном уровне.
«Мать вошла в дом, подошла к кровати и поцеловала ребенка. Мальчик обвила мамину шею руками, пригорнувся своим горячим личеньком к ее засушенного вида...
«Что за чудо? - подумал Петр Федорович. - И лицо матери, и лицо ребенка такие знакомые?.. Это же я!., это же мать моя!» - чуть не вскрикнул он и еще сильнее впился глазами в причуду».
Как видим, он более не имеет возможности контролировать собственное сознание. Герой занимает позицию наблюдателя, хотя фактически действует его неконтролируемая сознание, в сферу которой проникает автор повести. В процессе игры больного воображения персонажа несколько раз перед его глазами появляется желтое пятно. Бред то напливали, то отступали, постоянной оставалась лишь желтое пятно. «Темнота поредела, среди нее определенно виставилась желтое пятно: то светило окошечко из коридора. Он уп'яв в его глаза... что-То темнувате и легкое, как тень, заходило по ему, забегал; то острым рогом урізувалося в желтое поле, то зигзагами переписувало его... Покрутится минуту-другую, похитається-похитається - и пропадет. И вновь одна желтое пятно виднеется; и снова сбоку выдвигается рог, бегают кривульки... Грустно, скучно. Что-то тяжелое упало, стукнуло - роздалася луна вокруг... что-То зевнул; послышался ропот... какое-то глухое буботання, а слов не разберешь. Петр Федорович закрыл глаза; пятно не сходила. Он повернулся на бок - и пятно перешла за его поворотом. «Что это?» - подумал он... Вместе выплыло еще три четыре пятна; крутятся вокруг желтой... Он попустил ресницы - одна желтая осталась. «Разве мои глаза раскрыты, что я ее вижу?» - подумал он, наставляя руку над закрытыми глазами. Руки не было видно, а пятно все-таки стояла. «Это я всмотрелся в это трекляте окно, и мана от его морочит меня». Он лег боком и лежал тихо, ожидая, пока наваждение исчезнет.
Мана не сходила; пятно еще языков увеличилась, стала шире - роздалася вокруг. Он раскрыл глаза. «Тени прошлого, давнего зашатались на ей...».
Желтое пятно, появляясь при закрытых глазах и не исчезая при открытых, словно связывает сферу сознательного с бессознательным. Почему пятно? Почему желтая? Что она может собой означать?
Желтым цветом красят психиатрические отделения больниц, желтый цвет имеют специализированные психиатрические скорые помощи, наконец больничные пижамы психически больных тоже имеют желтый цвет. То, возможно, желтый цвет - знак, что указывает на психическое заболевание.
По мировой шкале цветовой символики желтый цвет имеет амбивалентную семантику. С одной стороны он толкуется как символ солнца, лета, тепла, любви и премудрости божией, а с другой - как знак предательства, лжи, трусости, болезни.
Желтый цвет в повести появляется не только в грезах Оболтуса. Желтыми пятнами было покрыто лицо Попенко. Но самое важное, пожалуй то, что желтый цвет имела запрещена книжечка, с которой все и началось. Как будто, чтобы читатель не прошел мимо этого факта, автор дважды в повести подчеркивает желтом цвете революционной книжечки. Однако, его не замечали почему-то даже критики. Что хотел сказать этим писатель?
Не то, что желтая книжечка, підсунута Бестолочь Жуком, в которой пряталась безумная идея революции, будит в хрупком, послушной и мечтательному мальчику интерес к политическим вопросам, а перерастая в желтое пятно вызывает у него безумие. И только, когда Увалень уже перестает бороться ли с жизнью, за жизнь, она полностью исчезает. «Он теперь не видел и желтого пятна, что каждую ночь стояла перед его глазами...».
Итак, Жукова желтая книжечка привела Оболтуса до безумия, а печальная песня, в которой он узнал голос своего бывшего товарища, до бессознательного самоубийства.
|
|