Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Василий Барка
Роман-хроника Василия Барки "Желтый князь" - широкое полотно воспроизведений трагедии голодомора


Кто знал, кто вел смертям и казням счет?
Где фильм, который нам показал бы голод?
Тот проклятый 33-й год?
Голодный 33-й год! Сколько горя, слез, смертей?! Страдала Украина, страдали старые и малые, надеялись на лучшее, но не видели его ни осенью и зимой 32-го, ни весной и летом 33-го. Достаточно надолго прикрива ли эту трагическую страницу человеческой памяти. И можно такое скрывать? Не недород съедал людей, а тоталитарная сталинская система. Пришло время - и откровенно заговорили. Не самый откровенный, не полнее всего рассказал нам о голодоморе неизвестный до недавнего времени Василий Барка - наш украинский писатель из диаспоры. Пережив эту трагедию, он имел полное моральное право быть судьей, но В. Барка отвел себе другую роль: "Свидетель для суда - рассказывать, что произошло в жизни". 25 лет он вынашивал в своем сердце, как незаживающей ране, болезненные воспоминания о голодоморе. И время все же пришло - i 1961 года появился высокохудожественный правдивое произведение о голоде "Желтый князь".
На страницах романа воспроизведены все подробности тяжелые времена, пережитые нашим народом и самим В. Баркой. Главная часть в произведении - это собственные наблюдения и впечатления. Остались в памяти писателя те образы: голодные, изможденные, пухлые от голода люди; видел, как трудно было им ходить - силы не было; видел и мертвых. И все свои боли передал в романе через реалистичное изображение несчастье в семье крестьянина Мирона Катранника, борьбу тьмы со светом, Бога с дьяволом, человека с человеком. Его волнует вечный мучительный вопрос: для чего человек приходит в этот мир? А чтобы дать ответ, Барка знакомит нас с многочисленными разноплановыми образами, а условно делит их на людей-варваров и людей-жертв.
Партиец Отроходін - яркий представитель людей-варваров. Он слепо выполняет партийную волю: "Забрать весь хлеб! До зернышка!" А кто такие хліботруси, хлібохапи, хлібобери? Люди без имени, они потеряли человеческий облик, а приняли варварское, сатанинскую, это они выкашивают голодной смертью украинских крестьян. Главные же виновники человеческого бедствия присутствуют незримо. Мы видим портрет вождя мирового пролетариата: "Охрой горит вид существа, немая до слезы и хищная к жизни".
С неисчерпаемым горем и сочувствием В. Барка раскрывает характер крестьян-хлебопашцев. Он рассказывает о настоящих мучеников, о семье Катранників, про украинский народ. Он называет жертвы преследования и гонения, болезненно воспринимает их пережитые страдания. Словно в подтверждение этой мысли, Василий Барка создает свой календарь:
сентябрь - розбоєнь
октябрь - худень
ноябрь - пухлень
декабрь - трупень
январь - могилень
февраль - людоїдень
март - пустирень
апрель - гумень.
С поразительной силой и правдивостью автор показывает, как украинская земля, что всегда несла радость земледельцу, который льнул к земле, жил в гармонии с природой, превратилась для крестьян в зону смерти, могилу... Кое-кто из крестьян не мог понять, кто же доставил их беда, а потому верили в приход антихриста. Они были охвачены мистическим ужасом, потому что не могли понять абсурдной логики истребление своей властью своих же людей и поэтому верили, что приближается конец света. Напуганные, они во всем видели знаки беды: в библейском числе 666, в апокалиптическом завершении XX века, в падении с неба мертвых птиц, в красном флаге, что набухает и чернеет от пролитой крови. Батюшка же призывает людей не уподобляться слуг антихриста, а иметь в душе согласие, мир, любовь и прощение.
С целью более яркого, убедительного изображения картин голодомора писатель использует целый ряд образов-символов. Месяц - языков карб, месяц - словно меловая печать на голубой бумага, месяц - как нагайка против каїнства. Ассоциируются эти сравнения с легендами и поверьями о Каине и Авеле, перерастают в символ библейской казни за зло. Символическим i поразительным является тот факт, что разрушение духовности идет вместе с физическим уничтожением людей. Едва ли не самый яркий пример и доказательство этого - разрушение сельской церкви: "Звон летит, как молния; світнув, обкинутий солнцем, и с громовым грохотом ударился о кирпичи возле колокольни... Неслышно, но с страшным эхом духовной отозвался тот звук вокруг - в целом селе. Стало грустно, как после пожара".
Хлеб - еще один символический образ, то главная ось, вокруг которой вращается все в романе. Церковь в селе Кленовичі - то "Древняя церковь. Белая, как празниковий хлеб". Органическое единение человека - Божьего творения и церкви - посредника между Богом и людьми.
I создана В. Баркой цветная желто-черно-белая гамма помогает четче, полнее и ярче воссоздать на страницах романа народное горе. Желтый цвет возбуждает аппетит, черный и белый успокою ют, нейтрализуют все чувства. Желтый - ненасытность, опустошенность, а в сочетании со словом князь утверждает превосходство, могущество, непоборність i полновластия. Представляется мифическое существо, подобное гоголевского Вия, что своим взглядом все испепеляет. Поэтому создав правдивое полотно - роман "Желтый князь", автор ответил на свой вопрос: "Почему?" Украинский народ имеет искушать свой грех, который заключается в отступничестве от веры, неординарном отношении к Богу, разрушении храмов, в закрытии их, массовом гонении верующих. Роман-хроника раскрывает перед читателями широкую панораму искусственного голодомора 33-го, но всего раскрывает мировые болезненную правду о тоталитарную систему, которая уничтожала все светлое и гуманное на своем кровавом пути, "пожирала своих детей", потому что сама была "желтым князем".
В. Барка с достоинством выполнил свою миссию свидетеля для суда, и "Теперь правда народная, как белый призрак, - в крови, встает во весь рост перед человечеством, правда непобедима: через страдания и саму смерть".