ЦЕЛЬ:
пополнить знания учащихся о тематике народных сказок, выявить умение учащихся читать и
пересказывать содержание сказок, придерживаясь особенностей их стиля; развивать творческое
мышление; воспитывать интерес к народному творчеству.
ХОД УРОКА:
И. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Объявление темы, цели, задач урока.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
1.Слово учителя.
Каждый народ создал много замечательных сказок. В них отражение жизни народа, его мечты и
надежду на лучшую долю, на победу добра и справедливости над злом, завистью, жа-
дібністю и жестокостью. Сказки раскрывают для нас другой, волшебный мир, переносят нас
на крыльях фантазии в необычных путешествий и приключений, в которых мы участвуем вместе с
героями сказок.
2.Бесіда за вопросами.
-Давайте вспомним, что называется сказкой?
-Какие основные художественные особенности сказки?
-На какие три вида делятся сказки? Приведите примеры каждого вида.
-Что вас больше всего привлекает в них?
ІІІ.ОСНОВНИЙ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
1.Переказ учениками любимых народных сказок.
2.Запитання и задачи.
-
Чем именно понравилась сказка?
-Кто из героев вызывает наибольшую симпатию и почему?
-К какому виду можно отнести данную сказку?
-Используя любимую сказку, привести несколько примеров художественных особенностей
народной сказки.
-Чему учит нас данная сказка?
-Хотели бы вы изменить концовку этой сказки? Если да, то расскажите свой вариант окончания.
-Какие герои сказки или их поступки вам не понравились и почему?
3.Демонстрація иллюстраций к некоторым народных сказок.
4.Вікторина на знание народных сказок.
1) Кто из персонажей народных сказок все время вредит людям и зверям, но потом най-чаще получает заслуженную кару? (Лиса.)
2) В какой сказке домашняя птица едва не пострадал за свое непослушание (Петух -
"Котик и Петушок".)
3) Этот сказочный герой родился благодаря тому, что его мать с"ела горошину, которая коты-
лась по дороге. ("Котигорошко".)
4) В какой сказке рассказывается о том, что дед завез через упреки мачехи родную дочь в лес?
("Дедова дочь и бабья дочь".)
5) Через какое домашнее животное, сделанное из соломы, звери попали в беду? ( «Соломенная
бычок".)
6) Какой предмет одежды стал домом для многих обитателей леса? ("Рукавичка".)
7) Кого из домашних животных лесные звери признали за своего господина? ("Пан Коцкий".)
8) В какой сказке действуют семь маленьких героев? ("Волк и семеро козлят".)
9) Герой этой сказки получил в награду за спасение орла какую-то вещь, но не удержался
дорогой и, пренебрегая приказом, разбил ее; через это испытал много приключений. ("Яйцо-райцо".)
10) В какой сказке транспортное средство, предназначенное для плавания, летает в воздухе? ("Летучий
корабль".)
11) Героя этой сказки спасло от Змеиных зубов гусеныш. ("Телесик".)
12) В судьбе какого героя сказки сыграла решающую роль стрела, упала в болото? ( Ивана-
царевича из сказки "Царевна-лягушка".)
И
V.ПІДСУМОК УРОКА.
Заключительное слово учителя.
Следовательно, каждая сказка строится на вымысле, но в основе ее лежит жизненная правда. В сказках
выражена народная мудрость, многовековой опыт, героическое прошлое, любовь украинцев к
воли, стремление к справедливости в жизни. За то сказка продолжает жить, ее с восторгом
читают не только дети, но и люди старшего возраста.
V
.ДОМАШНЄ ЗАДАЧИ.
Придумать свою сказку.