Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Программа внешнего независимого оценивания 2011 с Украинского языка и литературы

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВНЕШНЕМУ НЕЗАВИСИМОМУ ОЦЕНИВАНИЮ 2011 ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Программу внешнего независимого оценивания по украинского языка и литературы 2011 года (далее - программа ЗНО) разработаны с учетом действующих программ по украинского языка для 5-11 классов (письмо Министерства образования и науки Украины № 1/11-3580 от 22.08.2001 г.) и действующих программ по украинской литературе для 5-11 классов под общей редакцией Г. Мовчан (письмо № 1/11-2444 от 23.07.2002 г.) и О. Бандуры, Н. Волошиной (письмо № 1/11-3580 от 22.08.2001 г.).
Несмотря на вариативность программ по украинской литературе для общеобразовательных учебных заведений, в программу ВНО внесены персоналии писателей и художественные произведения, изучение которых предусмотрено всеми действующими программами и отражено во всех учебниках, рекомендованных Министерством образования и науки Украины.
Материал программы ВНО распределены по следующим разделам: «Русский язык» («Фонетика. Графика», «Лексикология. Фразеология», «Строение слова. Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика», «Орфоэпия», «Орфография», «Развитие речи») и «Украинская литература» («Устное народное творчество», «Древняя украинская литература», «Литература конца ХVIII - начала ХХ ст.», «Литература ХХ в.», «Творчество украинских писателей-эмигрантов», «Современный литературный процесс»).


Украинский язык

Название раздела, темы

Знание содержания мовнихпонять, терминов, языковых явлений и закономерностей

Предметные умения таспособи учебной деятельности

1. Фонетика. Графика

Фонетика как раздел языковедческой науки о звуковийсклад языка. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие, звонкие йглухі. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Соотношение звуков ібукв. Звуковое значение букв я, ю, є, ї, щ. Состав. Складоподіл. Ударение,ударные и безударные слоги. Уподобление согласных звуков. Упрощение вгрупах согласных. Самые распространенные случаи чередования гласных и приголоснихзвуків. Основные случаи чередования в-в, и-и

Определять в словах гласные,твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, безударные и наголошеніголосні; делить слово на слоги; определять звуковое значение букв в слові.Визначати место букв в алфавите, располагать слова по алфавиту;распознавать явления уподобление согласных звуков, упрощения в групахприголосних, основные случаи чередования гласных и согласных звуков,чередование у-в, і-й

2. Лексикология. Фразеология

Лексикология как учение о слове. Признаки слова якмовної единицы. Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова.Пряме и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Лексикаукраїнської языка по происхождению. Собственно украинская лексика. Лексичнізапозичення из других языков. Общеупотребительные слова. Профессиональная, диалектная,разговорная лексика. Сроки. Лексика украинского языка с точки зрения активного йпасивного употребления. Устаревшие и новые слова (неологизмы). Нейтральная йемоційно окрашенная лексика. Понятие о устойчивые соединения слов и выражения.Фразеологизмы.Приказки, пословицы, афоризмы.

Объяснять лексические значенняслів; подбирать к словам синонимы и антонимы и использовать их в речи;употреблять слова в переносном значении. Находить в тексте и доречновикористовувати в речи изученные группы слов; объяснять значенняфразеологізмів, поговорок, пословиц, крылатых выражений, правильно йкомунікативно целесообразно использовать их в речи

3. Строение слова. Словообразование

Строение слова.Основа словай окончания. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание.Словообразование.Твірні основы при словотворенні. Основа производная и непохідна. Основные способисловотворення в украинском языке: префіксальний, приставочной-суфіксальний,суфіксальний, безсуфіксальний, сложения слов или основ, переход из однієїчастини языка в другой. Сложные слова. Способы их создания. Соединительные гласные[о], [е] в сложных словах

Отделять окончания слов відоснови, членить основу на значимые части, подбирать однокоренные слова,слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; различать формы слова йспільнокореневі слова, правильно употреблять их в речи; определять спосібтворення слов

4. Морфология. 4.1. Существительное

Морфология как раздел языковедческой науки прочастини языка. Существительное как часть речи: значение, морфологические признаки,синтаксическая роль. Существительные собственные и общие, существа и неіс-тоты. Рідіменників: мужской, женский, средний. Существительные общего рода. Числоіменників. Существительные, которые употребляются в обеих числовых формах. Существительные, маютьлише форму единственного или только форму множественного числа. Падежи существительных. Відміниіменників: первая, вторая, третья, четвертая. Разделение существительных первого и другоївідмін на группы. Особенности употребления и написания падежных форм. Буквы-а(-я), -у(-ю) в окончаниях существительных другоївідміни. Склонение существительных, имеющих только форму множественного числа. Невідмінюванііменники в украинском языке. Написание и склонение мужских и жіночихімен отчество

Распознавать существительные, визначатиїх общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, належністьіменників к определенной группе по их лексическим значением, уживаністю в речи;определять основные способы создания существительных; правильно склонять существительные,отличать правильные формы существительных от ложных; использовать іменникив речи, пользуясь их выразительными возможностями

4.2.. Прилагательное

Прилагательное как часть речи: значение,морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды прилагательных по значению:качественные, относительные и притяжательные. Качественные прилагательные. Степени сравнения якіснихприкметників: высший и наивысший, способы их создания (простая и складенаформи). Изменения согласных при образовании степеней сравнения прилагательных. Особливостівідмінювання прилагательных (твердая и мягкая группы)

Распознавать имена прилагательные,определять их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль;разряды прилагательных по значению; степени сравнения качественных прилагательных;основные способы создания относительных и притяжательных прилагательных; відмінюванняприкметників; отличать правильные формы прилагательных от ложных

4.3. Числительное

Числительное как часть речи: значение,морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных по значению:количественные (на позна-ния целых чисел, дробные, собирательные) и порядковые. Групичислівників по строению: простые, сложные и составные. Типы відмінюваннякількісних числительных:

1) один, одна;

2) два, три, четыре;

3) от пяти додвадцати, тридцать,пятьдесят ...восемьдесят;

4) сорок,девяносто, сто;

5) двести -девятьсот;

6) ноль, тысяча,миллион, мильярд;

7) сборные;

8) дробные.

Порядковые числительные, склонение особливостіїх

Распознавать числительные,определять их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль,разряды числительных по значению, основные способы их создания, склонение;отличать правильные формы числительных от ложных; подбирать потрібніформи числительных и использовать их в речи; определять сполучуваністьчислівників с существительными

4.4. Местоимение

Местоимение как часть речи: значение,морфологические признаки, синтаксическая роль. Соотнесенность местоимений зіменниками, прилагательными и числительными. Разряды местоимений по значению:личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные,неозначені, отрицательные. Особенности их склонения. Созидание и правописнеозначених и отрицательных местоимений

Распознавать местоимения,определять их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль,разряды местоимений по значению, основные способы их создания, склонение;отличать правильные формы местоимений от ложных, правильно добиратипотрібні формы местоимений и использовать их в речи. Особливостівживання местоимений в речи

4.5. Глагол

Глагол как часть речи: значение,морфоло-юридические признаки, синтаксическая роль. Формы глагола: дієвідмінювані,изменяемые (причастие) и неизменные (инфинитив, дієприслівник, формина-ка, -то). Безличные глаголы. Видидієслів: свершившийся и несовершенное. Создание видовых форм. Времена глагола:прошедшее, настоящее, будущее. Наклонения глагола: действительный, сослагательное,повелительное. Создание форм условного и повелительного способов глаголов. Словозмінадієслів i И II спряжения. Личные и числовые формы глаголов (настоящего тамайбутнього времени и повелительного наклонения). Родовые и числовые формы глаголов(прошедшего времени и сослагательного наклонения). Чередование согласных в личных формахдієслів настоящего и будущего времени.

Причастие как особая форма глагола:значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Активные и пасивнідієприкметники. Создание активных и пассивных причастий настоящего йминулого времени. Склонение причастий. Дієприкметниковий зворот.Безособові формы на-но, -то.

Дієприслівник как особая форма глагола:значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Деепричастия совершенного йнедоко-наного вида, их творения. Дієприслівниковий оборот

Распознавать глаголы, особливіформи глаголы, безличные глаголы; определять общее значение глагола,морфологические признаки, синтаксическую роль, времена и наклонения глаголов, спряжения,особенности словоизменения каждого спряжения; использовать один время іспосіб в значении другого; основные способы создания глаголов, в частности видовихформ, форм будущего времени несовершенного вида, форм условного и наказовогоспособу глаголов; отличать правильные формы глаголов от ложных.

Распознавать деепричастия(в частности отличать их от деепричастий), определять их общее значение,морфологические признаки, синтаксическую роль, особенности создания, склонение;отличать правильные формы причастий от ложных; подбирать йкомунікативно целесообразно использовать деепричастия и дієприкметниковізвороти в речи. Особенности употребления активных причастий в речи.

Распознавать деепричастия, визначатиїх общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, основные способиїх созидания; отличать правильные формы деепричастий от ложных;правильно строить предложения с оборотами дієприслівниковими

4.6. Наречие

Наречие как часть речи: значение,морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды наречий по значенням.Ступені сравнения наречий: высший и наивысший. Изменения приголоснихпри творении наречий высшего и превосходной степеней. Правописание прислівниківна-о, -е, образованных от прилагательных и причастий. Написанняприслівників вместе и через дефис.

Распознавать наречия,определять их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль,разряды наречий по значению, степени сравнения наречий, основніспособи созидания наречий; отличать правильные формы наречий відпомилкових; подбирать и коммуникативно целесообразно использовать наречия уговори-ленни

4.7. Служебные части речи

Предлог как служебная часть речи. Групиприйменників по происхождению: непроизводные (первичные) и производные (вторичные,образованные от других слов). Группы предлогов по строению: простые, сложные йскладені. Связь предлога с косвенными падежами существительного.

Союз как служебная часть речи. Груписполучників по значению и синтаксической ролью: сочинительные (соединительные,противительные, разделительные) и подчинительные (временные, причинові, условные, образа действия,цели, допустові, сравнительные, выяс-ные, наследственные). Группы союзов завживанням (одиночные, парные, повторяющиеся) и по строению (простые, сложные,составные)

Частица как служебная часть речи. Групичасток по значению и употреблению: формообразующие, словообразовательные, модальные

Распознавать предлоги,определять их морфологические признаки, группы предлогов по происхождению и застройкой; правильно и коммуникативно целесообразно использовать формиприйменників в речи

Распознавать местоимения,определять группы союзов по значению и синтаксической ролью, употреблением ібудовою; правильно и коммуникативно целесообразно использовать союзы вмовленні

Распознавать частицы, визначатигрупи частиц по значению и употреблению; правильно и коммуникативно доцільновикористовувати доли в речи

4.8. Крик

Междометие как часть речи. Группы междометий запохо-утверждением: непроизводные и производные. Значение междометий. Звукоподражательные слова

Распознавать междометия, визначатигрупи междометий по происхождению; правильно и коммуникативно доцільновикористовувати междометия в речи

5. Синтаксис 5.1. Словосочетания.

Задача синтаксису.Словосполучення и предложение как основные единицы синтаксиса. Подрядный и суряднийзв'язок между словами и частями сложного предложения. Главное и зависимое слово всловосполученні. Типы словосочетаний по морфологическим выражением головногослова. Словосочетание нераспространенные и распространенные

Различать словосочетания йречення, сочинительный и подчинительный связь между словами и предложениями; визначатиголовне и зависимое слово в подрядном словосочетании; определять распространенные йнепоширені словосочетание, типы словосочетаний по способу вираженняголовного слова

5.2. Предложение

Предложение как основная синтаксичнаодиниця. Грамматическая основа предложения. Порядок слов в предложении. Виды предложений усучасній украинском языке: по цели высказывания (повествовательные, вопросительные йспонукальні); по эмоциональной окраске (восклицательные и неокличні); по строению(простые и сложные); по составу грамматической основы (двусоставные и односоставные);по наличию или отсутствию второстепенных членов (нераспространенные и распространенные); занаявністю необходимых членов предложения (полные и неполные); по наличию чивідсутністю ускладнювальних средств (однородных членов предложения, вставнихслів, словосочетаний, предложений, обособленных членов предложения, обращения)

Различать предложения разных видов:по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по составу граматичноїоснови, по наличию или отсутствию второстепенных членов, по наявністюнеобхідних членов предложения, по строению, за наличием или отсутствием одноріднихчленів предложения, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных членівречення, обращение

5.2.1. Простое двоскладне предложения

Подлежащее и сказуемое как головнічлени двусоставного предложения. Особенности согласования сказуемого с підметом.Способи выражения подлежащего. Типы присудків: простой и составной (именной ідієслівний). Способы их выражения.

Определять структуру простогодвоскладного предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого (простого йскладеного), особенности согласования сказуемого с подлежащим. Уметь правильно и комунікативнодоцільно использовать простые предложения

5.2.2. Второстепенные члены предложения удвоскладному и односкладному предложении

Определение согласованное йнеузгоджене. Приложение как разновидность определения. Приложение. Типы указанием обстоятельств. Способы выражения определений, приложений, обстоятельств. Порівняльнийзворот. Функции сравнительного оборота в предложении (обстоятельство образа действия,сказуемое)

Распознавать виды другоряднихчленів и их типы и разновидности, определять способы выражения определений,приложений, обстоятельств, роль сравнительного оборота; правильно йкомунікативно целесообразно использовать выразительные возможности другоряднихчленів предложения в речи

5.2.3. Односоставные предложения

Грамматическая основа односкладногоречення. Типы односоставных предложений по способу выражения и значением головногочлена: односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого(обозначена-личные, неозначено-личные, обобщенно-личные, безличные) таодноскладні предложения с главным членом в форме подлежащего (именительные). Способивираження главных членов односоставных предложений. Разделительные знаки водноскладному предложении

Распознавать типы односкладнихречень, определять особенности каждого из типов; правильно и комунікативнодоцільно использовать выразительные возможности односоставных предложений в власномумовленні

5.2.4. Предложения с однородными членами.

Обобщающие слова в реченняхз однородными членами. Предложения с обращением. Обращения нераспространенные йпоширені. Предложения со вставными словами, словосочетаниями, предложениями, їхзначення. Предложения с обособленными членами. Обособленные определения, примера - нераспространенные и распространенные. Обособленные приложения, обстоятельства. Відокремленіуточнювальні члены предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами

Распознавать простое предложение зоднорідними членами, обращениями, вставными словами, словосочетаниями,предложениями, обособленными членами (определениями, прикладками, приложениями,обстоятельствами), в частности уточнювальними, и правильно и коммуникативно доцільновикористовувати выразительные возможности таких предложений в речи

5.2.5.Складне предложения

Признаки сложного предложения. Засобизв'язку простых предложений в сложном:

1) интонация и союзы абосполучні слова;

2) интонация.

Типы сложных предложений по способомзв'язку их частей: союзные и бессоюзные. Сочинительный и підряднийзв'язок между частями сложного предложения

Распознавать сложные реченнярізних типов, определять их структуру, виды и средства связи между простимиреченнями. Подбирать и конструировать сложные предложения, что оптимальновідповідають конкретной коммуникативной цели

5.2.5.1. Сложносочиненное предложение

Соединительные, противительные тарозділові союзы складносурядному предложении. Смысловые связи міжчастинами сложносочиненного предложения. Знаки препинания в складносурядномуреченні

Распознавать складносурядніречення, определять смысловые связи между частями сложносочиненного предложения;коммуникативно целесообразно использовать его выразительные возможности в речи

5.2.5.2. Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение, йогобудова. Главное и придаточное предложение. Подчинительные союзы и соединительные слова якзасоби связи в складнопідрядному предложении. Основные виды придаточных предложений:определительные, з'ясувальні, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени,сравнительные, причины, следствия, цели, условные, допустові). Складнопідрядніречення с несколькими придаточными, их типы по характеру связи между частями:

1) сложноподчиненные предложения зпослідовною підрядністю;

2) сложноподчиненные предложения зоднорідною підрядністю;

3) сложноподчиненные предложения знеоднорідною підрядністю

Распознавать складнопідрядніречення, определять их строение, в частности сложноподчиненных предложений с кількомапідрядними, уметь отражать ее в схеме складнопідрядного предложения; визначатиосновні виды придаточных предложений, типы сложноподчиненных предложений по характеромзв'язку между частями. Правильно и коммуникативно целесообразно использовать виражальніможливості сложноподчиненных предложений разных типов в процессе общения.

5.2.5.3. Безсполучниковескладне предложения

Типы безсполучникових складнихречень по характеру смысловых отношений между составляющими частями-предложениями:

1) с однородными частями-предложениями(равноправными);

2) с неоднородными частями(объяснимой и пояснительной).

Разделительные знаки вбезсполучниковому сложном предложении.

Распознавать безсполучниковіскладні предложения; определять смысловые отношения между их частями-предложениями(однородными и неоднородными), особенности интонации безсполучниковихскладних предложения. Правильно и коммуникативно целесообразно використовувативиражальні возможности безсполучникових сложных предложений в речи

5.2.5.4. Сложные предложения срезными видами сполучникового и бессоюзного связи

Сложные предложения с различными видамисполучникового и бессоюзного связи

Определять структуру складнихречень с различными видами сполучникового и бессоюзного связи; правильной коммуникативно целесообразно использовать выразительные возможности предложений цьоготипу в речи

5.3. Способы воспроизведения чужой речи

Прямая и косвенная речь. Предложения зпрямою языке. Слова автора. Замена прямой речи косвенной. Цитата как різновидпрямої языка. Диалог

Определять в предложении с прямоюмовою слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; заменять прямумову косвенной; правильно и целесообразно использовать в тексте прямую речь йцитати

6. Стилистика

Стили речи (разговорный,научный, художественный, официально-деловой, публицистический), их основные признаки,функции

Распознавать стили речи,определять особенности каждого из них. Уметь пользоваться різноманітнимивиражальними средствами украинского языка в процессе общения для оптимальногодосягнення цели общения

7. Орфоэпия

Отображение произношения гласных(ударных и безударных) через фонетическую транскрипцию.

Отображение произношения приголоснихзвуків:

1) [дж], [дз], [дз'];

2) [ґ];

3) [ж], [ч], [ш], [дж];

4) групп согласных (уподобление,упрощение);

5) мягких согласных;

6) удлиненных согласных.

Произношение слов с апострофом

Определять особенности вимовиголосних и согласных звуков, подчеркивать слова в соответствии с орфоепічнихнорм

8. Орфография

Правописание букв позначаютьненаголошені гласные [э], [ы], [о] в корнях слов. Упрощение в группах приголосних.Сполучення йо, ьо. Правила употребления мягкого знака. Правила вживанняапострофа. Удвоение букв для обозначения удлиненных мягких согласных и збігуоднакових согласных звуков. Правописание префиксов и суффиксов. Позначеннячергування согласных звуков на письме. Правописание большой буквы. Лапки увласних названиях. Написание слов иноязычного происхождения. Основные правилапереносу слов из строки в строку. Написание сложных слов вместе и через дефіс.Правопис складноскорочених слов. Написание мужских и женских имен отчество, фамилий. Правописание падежных окончаний существительных, прикметників.Правопис н и нн в прикметниках и дієприкметниках, не с різнимичастинами языка. Особенности написания числительных. Написание отдельно(сообщений прислівникового типа), вместе и через дефис (наречий,служебных частей речи, междометий)

Распознавать изученные орфограми йпояснювати их с помощью правил; правильно писать слова с вивченимиорфограмами, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

9. Развитие речи

Общее представление о спілкуванняй речи; виды речевой деятельности; адресант и адресат речи;монологическая и диалогическая речь; устная и письменная речь; основные правиласпілкування. Тема и основная мысль высказывания. Требования к речи (содержательность,логическая последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность,правильность). Текст, деление текста на абзацы, микротема. Языковые средства зв'язкуречень в тексте. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Структура текстутипу повествования, описания, размышления

Внимательно читать, осознавать йза-пам'ятовувати содержание прочитанного, дифференцируя в нем главное тадругорядне. Критически оценивать прочитанное. Строить письменное высказывание,логично излагая содержание, подчиняя его теме и основной мысли, замысла,выбранному стилю и типу речи, достигать определенной коммуникативной мети.Знаходити и исправлять погрешности и ошибки в содержании, построении и мовномуоформленні собственных высказываний, опираясь на усвоенные знания



Украинская литература

Название раздела

Содержание літературногоматеріалу (писатели, произведения)

Предметные умения танавички

1. Устное народное творчество

Общая характеристика календарно-обрядовых ісоціально-бытовых песен.

Тематика, содержание, образы народнихбалад и дум. Исторические песни «Загрустила Украина», «Или не тот то хмель»

Уметь выделять в літературнихтворах украинского фольклора художественные средства, определенные школьной программой

2. Давняя украинская литература

"Слово о походе Игоревом".

Григорий Сковорода.«Всякомумісту - обычай и права», «Пчела и Шершень».

Полемическая литература. І.Вишенський

Определять место и рольписьменника в литературном процессе эпохи. Анализировать литературное произведение чьего отрывок. Знать основные теоретико-літературніпоняття, предусмотренные программой: художественный образ, литературный тип, прототип,тема и мотивы, идея художественного произведения, проблематика и конфликты в художньомутворі; композиция художественного произведения, сюжет и его элементы, позасюжетніелементи; тропы: эпитет, постоянный эпитет, сравнение, метафора,персонификация (олицетворение), аллегория, метонимия, синекдоха, гипербола,оксюморон; символ; эпоха Возрождения, Реформация в украинской литературе;барокко и его характерные черты

3. Литература конца XVIII-начала XX вв.

Иван Котляревский.«Энеида», «НаталкаПолтавка».

Григорий Квитка-Основьяненко.«Маруся».

Тарас Шевченко.«Катерина», «Гайдамаки»,«Сон» («У всякого своя доля»), «Кавказ», «К Основьяненко», «И мертвым, іживим...», «Завещание», «Мне все равно», «Исаия. Глава 35».

Пантелеймон Кулиш. «Черная рада».

Марко Вовчок.«Институтка».

Иван Нечуй-Левицкий.«Кайдашева семья».

Панас Мирный.«Разве ревут волы, как яслаповні?».

Украинская драматургиявторой половины

ХІХ ст.

Иван Карпенко-Карый.«Хозяин».

Иван Франко.«Гимн», «Чего являешься меніу сне», «Моисей».

Ольга Кобылянская.«Человек».

Леся Украинка.«И все-таки до тебя думкалине», «Contra spem spero», «Лесная песня».

Михаил Коцюбинский.«Intermezzo», «Тінізабутих предков».

Василий Стефаник.«Каміннийхрест»

Определять место и роль художника влітературному процессе суток. Анализировать литературное произведение или его уривок.Знати основныетеоретико-литературные понятия, предусмотренные программой:эпос; новелла, рассказ, повесть, роман, эпопея; виды комического: юмор,ирония, сатира, сарказм, гротеск; романтизм и его признаки, жанровое розмаїттяромантизму; реализм, реалистические течения второй половины XIX в. в українськійлітературі: торгово-просветительский, революционный и классический реализм;жанровые разновидности современной драмы: собственно драма, трагедия и комедия;драматическая поэма; эпоха модернизма, особенности украинского модернизма,модернистские течения: неоромантизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм,характерные признаки каждой из названных течений, их развитие в українськійлітературі

4. Литература XX вв.

Павел Тычина.«Арфами, арфами», «Признаете, как липа шелестит».

Владимир Сосюра.«Любите Украину», «Такніхто не любил».

Юрий Яновский.«Всадники» (новелла«Двойное кольцо»).

Николай Волновой. «Я (Романтика)».

Николай Кулиш.«Мина Мазайло».

Остап Вишня.«Охотничьи улыбки».

Александр Довженко.«Зачарованная Десна», «Украина в огне».

Андрей Малышко.«Песня про рушник».

Василий Симоненко.«Лебеди материнства»,«Ты знаешь, что ты - человек?»

Лина Костенко.«Маруся Чурай».

Иван Драч.«Баллада о подсолнечнике».

Дмитрий Павлычко. «Два цвета».

Василий Стус.«На колимськім морозікалина», «Сто лет, как умерла Сич».

Григор Тютюнник.«Тризозулі с поклоном»

Определять место и роль художника в літературномупроцесі суток. Анализировать литературное произведение или его отрывок. Знать основныетеоретико-літературніпоняття, предусмотренные программой: лирика, лирический образ и ліричнийгерой, виды лирических произведений по тематике: философская, патриотическая,гражданская, пейзажная и интимная лирика, лиро-эпические произведения; системивіршування: метрическая, силабічна, тоническая и силабо-тоническая, двусложные татрискладові стопы; стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфібрахій таанапест; признаки классического сонета; поэтический синтаксис: инверсия, тавтология,антитеза, анафора; риторические фигуры: риторический обращения и риторичнезапитання; аллитерация и асонанс.

5. Произведения украинских писателей-эмигрантов

Иван Багряный.«Тигроловы».

Василий Барка«Желтый князь»

Улас Самчук.«Мария».

Евгений Маланюк.«Современники»,«Шевченко»

Ориентироваться в основнихстильових тенденциях творчества украинских писателей-емігрантів.Аналізувати литературное произведение или его отрывок

6. Современный литературный процесс

Общий обзор, основнітенденції

Знать особенности розвиткусучасної литературы: основные литературные направления, течения (группировки, школы),их представителей. Определять характерные особенности литературного процесуперіоду