УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОСТАП ВИШНЯ
Как Остап Вишня расценивает роль юмора в жизни общества в своем дневнике «Думы мои, думы...»?
В улыбке Остапа Вишни «Писатели» читаем: «Есть еще особый сорт писателей. Это так называемые юмористы. Они пишут для того, чтобы читатели плакали, или сами плачут, как пишут, потому что им писать не хочется. Несчастный народ все юмористы, потому что, даже когда зубы болят, должны писать что-то «веселое». Итак, творческое кредо писателя-юмориста - «писать что-то «веселое». Однако в своем дневнике Остап Вишня записывает: «Всю жизнь юмористом! Господи! С ума сойти можно от тоски!» Не парадоксальные эти утверждения? Нет, потому что автор вишнівських улыбок подметил саму природу смеха, юмора, что часто вырастает из контраста, в частности веселого и грустного. Такая творческая натура юмориста: она зорко подмечает в жизни все невзгоды, пороки, боли, пропускает их через свое сердце, а потом ищет остроумное, меткое слово, чтобы едко высмеять доброжелательно пошутить над ними. Задача это нелегкая: как же надо любить человека, чтобы, смеясь над ней, заботиться о ней и всей нации моральное здоровье! Сам Остап Вишня искренне признается: «Умирая, говорю вам всем: никогда не смеялся без любви к вам всем, к солнцу, к ветру, к зеленому листу! В моем смехе всегда видел народ...» И самый высокий гонорар для юмориста - веселый блеск в глазах народа.
В дневнике «Думы мои, думы...» писатель рассуждает, что же является основой труда литератора. И убедительно утверждает: талант и честность. Честность - значит правдивость, невозможность спекулятивных тем, оценок, создание по указанию сверху («Чево ізволіте? Ямб? На сколько порций?!»- кредо приказчика в литературе). А талант - это «крылья Шевченко!
Это - нежность Леси Украинки!
Это - мудрость Ивана Франко!
А вообще талант - это народ!!!»
На страницах дневника Остап Вишня не раз упоминает народ - и с высоким пафосом, и с лирической нотой, и с тонкой иронией. Ибо и сам он, и его предки - плоть от плоти родного народа, мудрого, веселого, остроумного, лукавого. В нем писатель учился, щедро черпая из колодца народного слова и юмора. Однако смеяться надо уметь так, чтобы не обидеть, не ранить человеческую душу, даже говоря о самые непривлекательные вещи. Эту мысль Остап Вишня образно разворачивает на первых страницах дневника: «Юбки, безрукавки, плащи, синие брюки (не синие, а вообще широкие!) -разве я их не люблю?
Люблю и буду любить!
Хотя бы за то, что они, те широ-о-о-оки штаны, вызвали у меня широ-о-о-окий смех!
Ой широкие штаны!
Дети мои! И поймите, что снять штаны нежно, хорошее, не обижая хозяина тех штанов,- это искусство.
Заставьте его самого улыбнуться из тех штанов,- не сдирайте грубо их...»
Эти слова очень точно характеризуют творчество Остапа Вишни, его деликатный смех из недостатков отдельного человека и ущипливу иронию и сатиру, когда речь идет о явлениях, которые противоречат самой ее природе.
|
|