Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Идея служения художника народу в творчестве Леси Украинки

Не поэт, кто забывает

О страшных народные раны,

Чтобы себе на свободные руки

Золотые надеть кандалы!

Леся Украинка



«Сначала было Слово, а Слово то было у Бога, и Бог было Слово», - так наставляет нас книга книг - Библия. А наш национальный гений и пророк Тарас Шевченко, продолжая эту гениальную мысль, утверждает:

Ну что бы, казалось, слова...

Слова и голос - больше ничего.

А сердце бьется - панаса,

Как их услышит! Знать, од бога

И голос тот и те слова

Идут пределов люди!

Размышления о роли слова в жизни общества, о назначении художника присутствуют и в творчестве гениальной украинской поэтессы, достойной дочери своего народа - Леси Украинки.

В поэме «Древняя сказка» подчеркивается, что поэзия должна быть «и звонкой, и шумным, потому что расходится по миру стоголосою эхом». Своего героя поэтесса изображает таким:

На лице у поэта

Не цвела урода пригожих,

Хоть не был он тоже плохой, -

Вот себе - человек божий!

Итак это была обычная на вид человек, да еще и физически больная. Этим поэтесса подчеркивает, что красота человека не во внешних признаках, а в ее духовных качествах. За необычную способность - творить стихи, в которых можно найти и развлечение, и совет, певца очень любили люди, особенно молодежь. В юности он славил красоту природы, красоту свободной человеческой мысли, чистых чувств дружбы и любви. На крыльях мысли поэт часто обращался «в тайные миры заоблачные». Но уже и тогда присматривался к человеческой беде и пытался оружием смеха уничтожать его.

Тематика песен артиста расширяется: вот он создает сатирические стихи, высмеивающие пороки человеческого характера - трусость, спесь, хвастовство. Лучшие свои стихи поэт создал, когда нарастал конфликт между трудящимися и графом-деспотом. Это была едкая сатира, полна народного гнева, ненависти к угнетателям, пронизана призывами к расправе с народными обидчиками:

...Голубая кровь польется,

Как пробить господину грудь?

Теперь для поэта красота неотделима от служения трудящимся в борьбе за свободу. Во имя защиты этой красоты он и смерть примет. В это время певец предстает как народный художник, рыцарь духа, защитник трудящихся, что разоблачает жестоких угнетателей народа. Это гордая, бескорыстная, жертвенная человек.

Итак, служение литературы порабощенному народу Леся Украинка понимала как участие в революционной борьбе. На то время она своей жизнью, своим неутомимым трудом показала, каким должен быть народный художник. Поэтому в образе героя «Древней сказки» мы узнаем черты характера самой Леси Украинки. Его путь народного поэта - это путь самой писательницы. Он понял, что в обществе борьба идет на протяжении веков, еще с того времени, как существуют бедные и богатые. И только тогда, когда эта борьба закончится,

То кончится древняя сказка,

а наступит правда новая.

Оружием в получении правды для поэта является слово. Леся Украинка в поэзии «На вечную память листочкові, сожженном дружеской рукой в смутные времена» создает образ пылкой песни. Порожденная любовью и ненавистью песня взрывается в сердце поэтессы пожаром, вырывается к людям, зажигает в них огонь лучших чувств. Слишком пылкая, она своим огнем вечно греет людские сердца.

Продолжает эту идею стихотворение «Слово, чому ти не твердая криця». Писательница обращается к слову, которое должно поднимать народ к борьбе, «снимать вражьи головы с плеч». Поэтесса утверждает, что никогда не добывала фальшивых нот из своей лиры, для битвы с врагом закаляла слово кровью собственного сердца. И оно, искреннее, выстраданное всей жизнью, становится прочным оружием.

Образ поэта, который разрывает завесу одиночества и враждебного окружения, идет тяжелыми и сложными дорогами от победы к победе, пробиваясь к народу и отдавая свой талант, свою жизнь во имя его светлого будущего, предстает в разделе «Отзывы» из сборника «Думы и мечты».

Наследницей народных певцов-кобзарей, своих великих предшественников, стремится быть Леся Украинка, как она об этом пишет в поэзии «На столетний юбилей украинской литературы». Проникновение в мысли и мечты народа, саможертовність на и его тернистых путях к светлому будущему, принципиальность, честность - вот качества украинского поэта, потомка тех певцов, у которых

Лоб не венчали лавровії виты,

Тернов не скрашали ни злато, ни цветы,

на которых «не сеяли скины-лудани».

Но очень часто «звенели кандалы».

Свое понимание поэзии и как романтической мечты, и как результата тяжелого, изнурительного труда Леся Украинка раскрывает в стихотворении «То be or not to be?..», написанного по мотивам гамлетовского монолога «Быть или не быть?..» Но трагедия Гамлета здесь переносится в другую плоскость - быть или не быть поэтом, какими путями идти к народу, как воплотить свою мечту в живые, нужные, понятные людям образы. Образ слова, поэзии в стихотворении «Заря поэзии» ассоциируется с образом зари, что «вставала огнем полночь, прокладывала путь ясен через темное бурное море и очаровывала новой надеждой усталые глаза». Поэтесса поверила в силу слова, и эта вера ее окрыляет, дает силы к жизни.

Звезда таланта Леси Украинки засветилась в стране поэзии, где переплелись счастье и горе, успех и слезы, пение и рыдания. Но писательница верит, что в будущем будут звучать песни - «свободные, громкие, одважні и гордые...».