Гипербола (греч. Hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, заключающийся в чрезмерном преувеличении характерных свойств или признаков определенного предмета, явления или действия ради особого выразительность художественного изображения или выявления эмоционально-эстетического отношения к нему:
Поэт стал морем. Даль степная,
И небоскребы, и горы - им залиты.
Бунтуют волны - думы и слова, -
И солнце гения над ним стоит в зените (И. Драч).
Литературная Г. укоренившаяся в первобытной мифологии. Признаки первобытного миропонимания, правили за основу художественного творчества в более поздние времена, отразились определенными гранями в фольклоре ("Кирилл Кожемяка", "Котигорошко" и т.п., в народной песне: "А с той могилы видны все страны, сиз орел летает"). Мировая литература знает немало примеров гиперболических тропов ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф.Рабле; "Странствования Гулливера" Дж.Свіфта; "Легенда про Уленшпигеля" Ш.де Костера; "Сон", "Большой погреб" Т.шевченко; "Круги Бруньйон" р. роллана и др). В украинской поэзии начала 20-х Г. приобрела приоритетное значение ("В космическом оркестре" п. тычины, "В электрический век" Хвылевого, "Вокруг". Сосюры и др.), иногда была определяющим фактором в творчестве, например, н. винграновского (сборник "Атомные прелюды"), иногда перемежовувалась с метафорой, символом или олицетворением:
Ты и я - это вечное, как и небо.
Пока будут мельтешить миры,
Будут Я приходить к Тебе.
И к другим идти
Горди Ты (В.Симоненко).
Противоположная Г. літота - художественное преуменьшение.
|
|