Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛИНА КОСТЕНКО
Образ Маруси Чурай в украинской литературе Л. Костенко

Фигура Маруси Чурай, полтавской піснетворки XVII ст., заняла важное место в истории украинской литературы. Правда документальных подтверждений о ее существовании на сегодня не найдено и о реальности поэтессы свидетельствуют только ее произведения, которые к тому же стали уже народными песнями, и художественные произведения о ней.

М. Старицкий использует фольклорный сюжет в своей драме «Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці» с целью привлечь внимание общества к проблемам современности: деморализующее воздействие избыточного количества денег на личность; неискренность, неподлинность человеческих отношений между людьми, безразличие к судьбам других людей. Для реализации цели он вводит в драму новый персонаж. Это пожилой сельский парень-богач Хома. Сделав его главным героем пьесы, писатель ослабил внимание к поэтическому таланту Маруси Чурай и изобразил ее как обычную сельскую девушку, которая к Грицевої измены пела песен (своих или чужих из текста драмы не известно), а после - потеряла такую способность.

Если М. Старицкий, видоизменяя фольклорный сюжет, сохраняет его привязанность к образу Маруси Чурай, то О. Кобылянская в своей повести «В воскресенье рано зелье копала» отходит от этого образа подальше, заменяя даже имя Маруси на Татьяну. Главным героем повести автор делает Грица, привязывает его к цыганского фольклора, усложняя таким образом фабулу и проблематику повести. Причиной трагедии здесь становятся уже не социальные условия, а причин-но-следственная действительность. Причиной раздвоенного любви Гриши стал грех его родителей.

Ближе всего к образу Маруси Чурай как к образу художника подошла Л. Костенко в своем романе в стихах «Маруся Чурай».

Среди таких проблем, как человек и общество, человек и история, художник _ и искусство, национальное достоинство, поиск истины в жизни, что решается прежде всего в моральном аспекте, поэтесса исследует и осуждает предательство, корыстолюбие, эгоизм, зло, психологию раздвоенности. Автор ведет читателя всеми путями познания и осознания правоты или неправоты своих героев.

Роман в стихах «Маруся Чурай» есть не только «художественным полотном» из истории Украины XVII ст., но также и глубоко психологическим романом, в центре которого нравственный конфликт героини с собственной совестью. Поданные сквозь конкретное «Я» все остальные сопутствующие проблемы, как: философские - жизнь и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство, добро и зло, бескорыстие и корыстолюбие, эгоизм, поиск истины в жизни; национальные - патриотизм, национальное достоинство, человек и общество, человек и история; собственно проблема «художник и искусство» не блекнут, не становятся менее весомыми, а приобретают конкретного эмоционально-психологического значения.

Образ Маруси Чурай - образ художника своего времени, который органично сливается с образом Украины. Фигура реальной девушки из народа, одаренного волшебным голосом и поэтическим мировосприятием, вырастает до символа, будто впитывая в себя духовный потенциал Отечества. По словам Ивана, Маруся - это голос Украины, душа ее. «Победы наши, муки и руины бессмертные будут в ее словах», - говорит о поэтессе Иван Искра. Такую же характеристику дает девушке и гетман Богдан Хмельницкий, который говорит, что «ее песни - как перло многоцвітне, как дивен сокровище среди земных сует».

Настоящий художник, Маруся, на делима даром глубже и острее других чувствовать мир, около переживать человеческими радостями и страданиями. В сознании читателя образ Маруси Чурай сливается с образом Украины не только потому, что ее подносят к символу другие герои романа, а прежде всего потому, что в ней олицетворяет лучшие нравственные черты украинского народа, его высшие духовные взлеты, лучшие моральные убеждения и суждения художника своей эпохи, поскольку тема художника и искусства проходит через исторический роман в стихах «Маруся Чурай» насквозь.

В зависимости от художественной цели произведения писатели по-разному трактуют отравления Марусей Грица. М. Старицкий утверждает, что для Маруси любовь к Грише - цель ее жизни. Она не согласна ни при каких условиях расстаться со своим любимым, а потому готовит яд для них обоих. Смерть должна была соединить влюбленных навеки, ибо во втором потустороннем мире нет «врагов», и некому будет уже их разлучать. Однако Гриша ошибочно выпил весь яд и умер сам. Маруся сошла с ума.

О. Кобылянская картину отравления Грица оставляет вне сюжетом произведения. А читателя наводит на мысль, что Татьяна (читаем Маруся) собственноручно собрала зелье и отравила Грица, отомстив парню за измену. Не зря же писательница дает ей прозвище Турчанка. Она вспыльчивая, решительная, способная на высокие чувства, не понимает лжи, не прощает предательства. Сама также погибает.

Маруся Чурай Лины Костенко не имеет ничего общего с местью, преступлением. Она - митець. ее душа поет песнями народа. Она способна на страдания, на месть - нет. Яд героиня романа приготовила для себя, потому что не могла больше сочинять песни, душа болела, покривджена Грицевою предательством. Немой поэт уже не поэт. Маруся хотела отравить себя, а Гриша выпил яд случайно.

Смерть любимого еще большей степени покріпила страдания. После его смерти Маруся не написала ни одной песни, и даже после того, как его оправдал суд, - умерла, потому что не оправдала сама себя.

Для воплощения своей философско-эстетической концепции Лина Костенко удачно выбрала нечасто применяемый жанр романа в стихах, который предусматривает равноправное сочетание эпического и лирического начал. Это дало ей возможность проложить эмоциональные «мосты» между прошлым и настоящим, не рискуя скатиться к публицистической декларативности.